Наши дети
Учиться, отдыхая
Вот уже который год Ваад Украины организует проведение летнего лагеря “Шорашим”, в котором дети не только отдыхают, но и в весьма своеобразной, ненавязчивой форме изучают историю еврейского народа в Украине. Что может быть интересней такого вот “отдыха с пользой для развития”! С просьбой рассказать поподробнее о таком прекрасном начинании, а также о том, как прошел “Шорашим” в этом году, мы обратились к кандидату исторических наук, директору Украинского центра изучения истории Холокоста, члену Президиума Ваада Украины Анатолию Подольскому, уже несколько лет кряду возглавляющему летний лагерь в качестве его директора:
– Действительно, лагеря “Шорашим” уже проводятся 9 лет, из них я возглавлял 6, так что с удовольствием поделюсь воспоминаниями и впечатлениями, – охотно согласился Анатолий Ефимович. – Первый лагерь проходил в 1994 г. на территории Западной Украины, а именно в Косове, что в Ивано-Франковской области. С тех пор “Шорашим” проходил под Черновцами, под Львовом, на Подолии, в Закарпатье, на Буковине… Нынешний, 9-й “Шорашим” впервые за историю существования лагеря проходил в Крыму.
– В чем заключается центральная идея “Шорашим”, отличающая его от других летних детских лагерей?
–
Идея проведения данного мероприятия принадлежит Вааду Украины, все эти годы Ваад выступает также одним из финансовых спонсоров детских исторических лагерей. Кроме того, все эти годы нам помогает Всемирное еврейское агентство “Сохнут”. Стержневая идея в данном случае выглядит так: в течение небольшого срока (10-12 дней) дети должны не только отдохнуть, оздоровиться физически, но и получить определенный объем знаний по истории еврейского народа, истории евреев в Украине, которые обогатят их духовно. То есть, “Шорашим” – это не только “приятный отдых”, данный лагерь в определенной мере синтезирован из трех компонентов: исторические занятия; экскурсии или экспедиции по местам еврейской истории Украины; а также спортивные и культурные мероприятия.В переводе с иврита “Шорашим” означает “истоки, корни”. Т.е., его основополагающая идея в том, чтобы как можно более полно показать корни еврейской общины, евреев Украины и будущее нашей общины. Показать, что на самом деле история еврейской общины Украины достаточно долгая и серьезная, и что на самом деле деятельность евреев Украины в какой-то мере повлияла на формирование сионизма, а также способствовала созданию современного государства Израиль.
– Мы к этому еще вернемся. А пока скажите, пожалуйста, как и когда лично Вы начали участвовать в “Шорашим”?
–
По приглашению Ваада, где-то с 1995-96 годов я разрабатываю вместе с коллегами программу исторических занятий, план экскурсий и экспедиций, спортивную программу. С тех пор я и возглавляю “Шорашим”. Организационно и структурно он имеет такую форму: 3 дня – семинар для мадрихов (вожатых), затем 10-12 дней – непосредственно лагерь для детей.– Почему в качестве директора пригласили именно Вас?
–
Я ведь историк по образованию, а лагерь имеет четко выраженный исторический аспект. Придумывать и реализовывать такие программы для детей оказалось очень увлекательным делом. Для меня уже стало доброй традицией выделять летом 2 недели и тратить их на такой детский лагерь. Я считаю, это просто здорово!– По какому принципу набираются в лагерь дети и вожатые-мадрихи? И сколько их?
–
“Шорашим” – это примерно 150 человек: около 120 детей и 30 взрослых. 120 детей-ханихов – это 6 отрядов по 20 человек. Понятное дело, я называю приблизительные цифры, которые могут колебаться в ту или иную сторону… Например, в этом году в лагерь взяли всего 102 ребенка по понятной причине: по ценам Крым обходится значительно дороже Западной Украины. Итак, в 9-м “Шорашим” было почти 130 человек.Как правило, дети приглашаются еврейскими общинами со всей Украины через Ваад. Вожатые-мадрихи также преподают или работают в еврейских общинах Украины. Кроме того, вожатыми работают также наши израильские коллеги: как правило, “Сохнут” предоставляет трех-четырех мадрихов, которые за время подготовительного семинара объединяются в одну
команду с нашими мадрихами. Таким образом, получается хороший коллектив из двух десятков единомышленников. Во время семинаров мы основательно “подковываем” вожатых по истории, а они репродуцируют эти знания детям.– Какого рода эти знания?
–
Исторические занятия всегда делятся на несколько компонентов: это занятия по истории евреев Украины, это занятия по истории и культуре того места, где “Шорашим” базируется в текущем году, и занятия по истории Израиля и сионизма.– Даже подумать о последнем компоненте лет 15-20 назад было просто немыслимо…
–
К счастью, теперь это вполне реально. Кроме того, знакомство с историей Израиля и сионизма объективно обосновано: во-первых, как я уже говорил, нам помогает “Сохнут”, а во-вторых, эту так называемую “Израильскую программу” привозят предоставленные ими мадрихи, и она очень органично интегрируется в общеисторическую программу лагеря.– Насколько я понимаю, “Шорашим” этого года впервые проводился не в западной или центральной части Украины…
–
Да, кроме обычной программы, в этом году дети купались в море, загорали – короче, все прошло просто превосходно! А сама идея – повезти детей в Крым – принадлежит мне и Наташе Бакулиной, моей жене, которая всегда помогает мне провести лагерь, выступая в роли заместителя директора и методиста. Ну и, конечно, все этот стало реальным при поддержке главы Ваада Иосифа Зисельса, для которого проект лагерей “Шорашим” является родным и любимым детищем.– Кроме того, что “Шорашим” в Крыму никогда еще не проводился, как Вы обосновали данную идею? В частности, исторически…
–
Еврейский профиль Крыма достаточно серьезен. Если брать тематически, то это и евреи-ашкенази в Крыму, и караимы, и крымчаки. К тому же, в отличие от предыдущих лет, в этом году мы смогли, я считаю, наиболее полно продемонстрировать полиэтничность и поликультурность того региона, где проходил лагерь. У нас были занятия по истории немецких, молдавских, болгарских общин, состоялась экскурсия в этнографический музей Симферополя, где наши тинэйджеры получили наглядное представление о процессе формирования пестрой этнопалитры Крыма.Но, безусловно, главный акцент был сделан на еврейскую жизнь Крыма. И на семинаре мадрихов, и во время экспедиций и экскурсий мне очень помог коллега-историк Михаил Тяглый, который на сегодня является одним из ведущих специалистов по истории евреев Крыма, а также занимается исследованием истории Холокоста в Крыму. Но, кроме того, он прекрасно ориентируется и в древней, и в средневековой истории Крыма.
– Насколько она древняя?
–
Согласно различным источникам, в т.ч. и археологическим, и письменным документам, евреи появились в Крыму в первые века новой эры. Так что речь идет о многих и многих столетиях… Также формировались ашкеназские общины в классическое средневековье, затем в средние века здесь появились караимы, а позже – еще и крымчаки. И наши исторические занятия, и экспедиции были тесно привязаны к этим этническим группам. Одной из наиболее интересных наших экспедиций стало посещение Чуфут-Кале.– Сколько вообще экспедиций проводится во время “Шорашим” и какие были проведены в этом году, кроме упомянутой?
–
Всегда проходят 3 экспедиции. А кроме Чуфут-Кале, в этот раз мы повезли детей, во-первых, в Херсонес и Севастополь, а во-вторых – по еврейским местам Симферополя. При этом мы посетили и 11-й километр Феодосийского шоссе, где во время Холокоста была уничтожена еврейская община Симферополя: более 12 тыс. ашкеназов и крымчаков. Но все же, повторяю, наиболее интересной была экспедиция в Бахчисарай, где дети соприкоснулись с крымско-татарской историей Таврики (современного Крыма), и посещение караимского поселения Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского означает “Иудейская крепость”.– Вы делали такой акцент на караимах… Но ведь ортодоксальный иудаизм к ним относится, мягко скажем, отнюдь не положительно…
–
Это с религиозной точки зрения – ведь, прежде всего, караимы отрицают раввинистическую, талмудическую традицию в иудаизме, расходятся с ортодоксами в ряде других вопросов. Для меня же, как для историка, важно то, что караимы являются органической частью еврейского народа. Обряды, обычаи караимов коренятся в обычаях еврейского народа, хотя, безусловно, они претерпели серьезные изменения под влиянием других восточных народностей, прежде всего тюркских.– А спортивная программа?..
–
Активный отдых тоже был великолепен – в Крыму иного ожидать не приходится! Так что дети получили прекрасный заряд здоровья и бодрости.Есть и еще один важнейший аспект нынешнего лагеря: в 9-м “Шорашим” в качестве ханихов среди других принимали участие девочки, которые на протяжении мая были экскурсоводами на выставке Анны Франк. Мне очень приятно, что в двухлетнем проекте, идея которого принадлежит “Анна Франк Хауз” и который реализуется сейчас в Украине, принимает участие и Украинский Центр изучения истории Холокоста. Я возглавляю этот Центр, именно это и является главным делом моей жизни… Вот как раз наш Центр нашел и подготовил этих 12 девочек-экскурсоводов. В первую очередь огромные усилия к этому приложила сотрудник Центра Ю. Смилянская.
– Откуда они?
–
Из украинских школ и гимназий. Прочитав дневник Анны Франк, ознакомившись с определенной литературой по еврейской истории, а также истории Холокоста, эти девочки прекрасно проводили экскурсии. И вот в качестве приза за труды на выставке Анны Франк они поехали отдыхать в “Шорашим”. Они проводили Йом-га-Шоа – день памяти жертв Катастрофы. Надо сказать, что остальные ханихи слушали этих девочек, раскрыв рты, настолько поразительными были их знания и умение рассказать. Это потрясающе!– А девочки эти – еврейки или нет?
–
Ни одной еврейки среди этих 12-ти девочек нет! Все они украинки.– По какому принципу они отбирались, как я понял, в качестве экскурсоводов на выставку Анны Франк?
–
Наряду с научной деятельностью, наш Центр проводит и педагогическую. У нас есть база данных школьников Киева, которые занимались и занимаются историей Холокоста, писали работы на эту темы. И вот по этой базе данных мы и проводили отбор кандидаток.А в итоге эти девочки попали и в “Шорашим”, хотя раньше никогда не слышали о нашем лагере и даже понятия не имели, что такое не только возможно, но и реально проводится.
– Ну, в общем, о 9-м “Шорашим” наши читатели получили самое развернутое представление. А что Вам запомнилось с прошлого года?
–
Прошлогодний “Шорашим” проводился в Хмельнике на Подолье. Мы посетили Меджибож, провели экспедицию в Бердичев, изучали историю еврейских общин этого края.– А не собираетесь ли Вы провести “Шорашим” где-нибудь на севере или на востоке Украины? Возьмем Киевскую область: первые письменные сведения о Киеве ученые нашли в хазарских источниках…
– Вы хотите сказать, что в Хазарском каганате официальной религией был иудаизм? Поэтому их историю можно изучать, как мы изучали историю караимов в этом году?
– Вот именно. Или Вы собираетесь возить детей исключительно в туристические зоны: Западная Украина, Крым…
– Что касается места проведения “Шорашим”, то все решают конкретные люди. Например, председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс, другие руководители Ваада, агентства “Сохнут”… Но что касается региона, то он действительно должен отвечать сразу двум требованиям: здесь должна быть широко и основательно представлена еврейская история, культура, в т.ч. материальная, а кроме того – здесь должна быть нормальная зона отдыха.
С этой точки зрения, Западная Украина является, конечно же, идеальным местом для лагеря. В этом регионе материальная культура евреев представлена значительно шире, чем в восточных областях, осталось больше материальных памятников и прочих свидетельств. А с другой стороны, недаром в западных областях сейчас очень активно развивается так называемый “зеленый”, сельский туризм: тут природные условия, воздух, климат, экологическая среда способствуют оздоровлению. И для детей крайне важно побывать летом в таких вот “курортных” условиях.
– Но все же…
– Нет, Вы, безусловно, правы: если главной задачей этих 10-12-ти дней мы ставим не просто отдых, но и получение соответствующих знаний по истории нашего народа, еврейской общины Украины, то и Черкасская, и Житомирская, и та же Киевская область, безусловно, представляют в этом отношении огромный интерес. Например, та же Умань, Смела, Шпола и так далее… тут есть и синагоги, и различные места еврейской жизни, и, с другой стороны – еврейские кладбища, места Холокоста. То есть, безусловно, регион проведения “Шорашим” должен расширяться. Но все же десятый, юбилейный “Шорашим” я уже предложил провести в самом-самом необычном месте…
– В каком, если не секрет?
– В Иерусалиме. Собрать лагерь именно здесь – представляете, как это будет здорово?! Важно ведь дать детям отчетливое понимание, что сегодняшнее государство Израиль – это в какой-то мере результат деятельности также евреев Украины, я уже говорил об этом. Вообще, понятие диаспоры в еврейской истории очень важно.
Здесь есть один интересный аспект. С одной стороны, приезжающие из Израиля мадрихи показывают нашим детям ценность и важность современного еврейского государства. Но с другой стороны, мы, т.е. я с коллегами показываем мадрихам ценность и важность еврейской истории в диаспоре. Вот из такого обоюдного стремления, из синтеза наших встречных устремлений и рождается та глубина, благодаря которой любой тинэйджер, проводящий время в “Шорашим”, вне зависимости от того, еврей он или нееврей всем своим существом окунается в глубину еврейской истории.
– Вы обмолвились о детях-неевреях… Но как они попадают в “Шорашим”? Неужели через Ваад и “Сохнут”?!
– Если честно, то они попадают в лагерь исключительно моими провокативными действиями. Поймите, “Шорашим” – отнюдь не ортодоксальный и не религиозный, а секулярный лагерь. Разумеется, подавляющее большинство детей здесь – евреи, так должно быть и так есть. Но ведь если исходить из того, что к ценностям еврейской культуры должны прикасаться и другие народы – а тот же “Сохнут” прекрасно понимает это и повторяет о важности такого контакта, – то присутствие в “Шорашим” как ограниченного числа нееврейских детей, так в этом году и вожатых из числа неевреев, безусловно, помогает решить такую задачу.
В конечном счете, это помогает воспитать в людях толерантность, которой современному миру зачастую очень не хватает.
– И последний вопрос: имеете ли Вы какое-либо отношение к международному летнему лагерю толерантности?
– Действительно, Иосиф Зисельс уже несколько раз приглашал меня принять участие и в работе этого лагеря. Но ситуация такова, что из-за моей огромной загруженности в Центре изучения истории Холокоста – у всех наших сотрудников, не только у меня сейчас очень много работы, – я, к сожалению, просто физически не могу уделить внимание еще и второму лагерю, оторвавшись от своего Центра еще на 2 недели. Хотя очень хотелось бы, потому что сама идея поликультурности и воспитываемой на ее основе толерантности просто прекрасна!
Кстати, Иосиф Зисельс предлагает мадрихам из лагеря “Шорашим” принять участие также в работе международного лагеря – так что контакт у нас, безусловно, есть.
– А конкуренции двух лагерей не боитесь?..
– Конечно, нет! Оба лагеря прекрасны, и обе идеи по сути неисчерпаемы. Об этом свидетельствуют и случаи, когда дети, которые были в “Шорашим” ханихами, возвращаются сюда вожатыми-мадрихами. Кроме того, многие бывшие дети-ханихи теперь работают в еврейских общинах, многие уехали в Израиль. Значит, ценности лагеря “Шорашим”, еврейские ценности стали значимыми в их теперь уже взрослой жизни.
Беседу вел
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)