Дальние страны
Еврейские мотивы Будапешта
На территории Венгрии евреи поселились… раньше венгров!!!
Впервые в жизни отправившись отдохнуть в Венгрию, я совершенно не ожидал, что буквально каждый день пребывания в этой стране будет ознаменован… все новыми еврейскими мотивами. Надеюсь, читатели "Хадашот" заинтересуются моими впечатлениями от этой поездки.
Собственно говоря, что я знал о евреях Венгрии до того, как в конце октября собрался съездить в эту страну на недельку? Пожалуй, лишь то, что в 1860 г. в Будапеште родился основатель сионизма Теодор Герцль. Ну, и еще знаменитое высказывание о том, что во времена правления Габсбургов единственными в Австро-Венгрии "настоящими австро-венграми" оказались… евреи. Собственно, как раз большое количество ассимилянтов в среде образованных соплеменников стало основной причиной, в конце концов побудившей Герцля посвятить себя делу, обессмертившему его имя, короче говоря — "ударить в колокол", как это сделал его "почти" однофамилец Герцен…
Но это — практически все сведения. Согласитесь, такое вот "все" практически равносильно понятию "ничего"! Ведь мне не было известно, ни откуда взялись в Австро-Венгрии те самые "настоящие австро-венгры", ни что стало с ними после. Каково же было мое удивление, когда и в Будапеште, и в других венгерских городах я практически повсеместно слышал о евреях, либо живших на этой земле и оставивших на ней заметный след, либо живущих ныне! Разумеется, в основном говорили о Холокосте, 60-летие которого должны были вот-вот отмечать, но не только. Надеюсь, данные путевые заметки дадут читателям нашей газеты хотя бы приблизительное представление об увиденном мною за пять октябрьских дней.
Они были первыми
Начинать путевые заметки приходится в порядке, хронологическом с точки зрения истории страны, но не моего в ней пребывания — что ж поделать, так получилось, что самые старые места поселения евреев на территории Венгрии я увидел лишь на четвертый день путешествия…
…Утро выдалось неожиданно туманным, так что видимость была просто отвратительной. Туристический автобус мчался через Обуду (буквально — "Старая Буда", историческая часть нынешней столицы государства) в крепость Вышеград, гид (бывший советскоподданный Юра) непринужденно рассказывал о житье-бытье венгров, как вдруг отвлекся от темы:
— А вот обратите внимание: по середине дороги слева сейчас появится фрагмент такой вот арочки, по которой древние римляне подавали воду…
И точно: на газоне между полосами шоссе "выскочил" фрагмент древнего акведука!
— Мы проезжаем развалины Аквинкума — столицы древнеримской провинции Паннония. Римляне жили на берегах Дуная вплоть до IV века нашей эры. Первое поселение еще до Рождества здесь основали кельты и назвали его "Ак Инк", что по-кельтски означает "пять вод". В римском названии города прослеживается корень латинского слова
"вода" — "аква". Собственно, "Буда" также означает воду, но этот корень уже славянский. А все потому, что в Венгрии находится множество термальных источников. Аквинкум был знаменит ими, и в III веке на территории Обуды находился известный римский курорт с банями, двумя амфитеатрами и патрицианскими виллами. Развалины Аквинкума мы можем наблюдать по обе стороны дороги…Перекрикивая вой двигателя, прошу Юру и водителя Сережу затормозить на минутку автобус и дать возможность сфотографировать римские руины с близкого расстояния. Впрочем, гид категоричен:
— Нельзя — иначе не успеем в Вышеград!
Приходится делать снимки на скорости из окна автобуса, при этом качество оставляет желать лучшего. Но тут я получаю неожиданную "компенсацию": вспомнив заданный мною накануне вопрос о том, откуда на территории Венгрии взялись евреи (это было после посещения синагоги в Пеште — см. далее), Юра резко сменил тему беседы.
Итак, после того, как император Тит Флавий Веспасиан разрушил Храм в Иерусалиме и ликвидировал Иудейское царство, войны в теперь уже римской провинции Иудее отнюдь не закончились — наоборот, "акции гражданского неповиновения" лишь усилились. И уже в эпоху восстания Шимона бар-Кохбы римляне наконец-то сделали вывод: навербованные из ближневосточных жителей (в числе которых было множество евреев) легионы лучше держать подальше от "раздражителя". В итоге "азиатские" войска оказались в Паннонии.
Увидев, что климат здесь мягкий, виноград родит прекрасно, из него получается отличное вино, а "грязной работы" по усмирению местных кельтских и маркоманских племен немного, в то время как смуты в Иудее не прекращаются, евреи стали перетягивать родичей в окрестности Аквинкума, что называется, на ПМЖ. Римляне этому способствовали, дабы уменьшить потенциальную базу сопротивления в Иудее. Поэтому не исключено, что в тумане за окном автобуса проносились камни улочек, площадей и рынков, по которым некогда ступали те самые евреи-переселенцы… Во всяком случае, говорят, в Дунауйвароше археологи нашли остатки синагоги, датированные
III в. н.э. — выходит, уже тогда евреи жили здесь.Что же касается непосредственно венгерского периода (а семь мадьярских племен под предводительством вождя Арпада перекочевали в Карпатский регион в 896 г.), то евреи получили разрешение жить в Буде в 1251 г. при короле Беле IV. Община успешно развивалась, пока евреи не вынесли очередным захватчикам ключ от города: венгры-то удрали, куда глаза глядят, евреи же остались и решили продемонстрировать лояльность к новой власти… "Предателей" прогнали, и повторное разрешение селиться в Будапеште евреям дали уже Габсбурги.
Синагоги: гигантская и миниатюрная
Еврейская община Будапешта развивалась столь стремительно, что на рубеже XIX и XX веков евреи составляли аж четверть (!) населения венгерской столицы. Неудивительно, что в итоге здесь была сооружена самая большая на Европейском континенте синагога.
На осмотр этой достопримечательности я отправился в первый же день пребывания в городе. Накануне вечером поселившись в гостинице, набрал множество выставленных в холле проспектов на всех языках, среди которых оказался и посвященный синагоге буклет. В английском я не слишком силен, по-венгерски, естественно, "ни бум-бум", тем не менее, слова "The first jewish walking tour in Budapest" свидетельствовали, что пропустить такой объект — непростительная ошибка. Посещение синагоги нашей программой не предвиделось, поэтому отказавшись от запрограммированного посещения купален Сечене, я решил вместо этого сходить в Парламент (здесь хранится главная реликвия государства — корона "короля
-крестителя" Иштвана) и самостоятельно отыскать еврейскую достопримечательность.В Парламент попасть не удалось: охранник довольно холодно объяснил по-английски, что "русских" сегодня пускать не велено, мол, "приходите завтра"… и еще чего-то добавил по-венгерски. ("Русскими" венгры называют всех жителей СНГ независимо от государственно-национальной принадлежности — Т.Л.) Ну и ладно! Проигнорировав возможность прокатиться на метро (все равно его построили те самые "русские", "пущать" которых нынче не велено), пешком прошелся по набережной до моста Эржбет, далее свернул на улицу Кошута, вышел на улицу Ракоци… По карте все вроде бы верно, а где же синагога?!
Молодой лоточник пояснил на ломаном английском, что мне следует пройти через дворик на улицу Дохань (позже я узнал, что в переводе это означает "табак"), а там — "
left, left". Действительно, на полквартала левее стояла она, красавица…Уже в последний день пребывания в Будапеште мы промчались мимо синагоги на автобусе (опять-таки — "галопом по Европам"), и памятуя мой интерес к теме, гид рассказал, что здание строилось в романтическом стиле, с примесями византийского и мавританского, в течение 5-ти лет по проекту венского архитектора Лайоша Ферстера. Кстати, примечательная деталь: синагогу построили в Пеште, хотя самым богатой и престижной частью венгерской столицы всегда считалась Буда.
Синагога открылась в 1859 г. Несмотря на внешнюю роскошь, уже с момента открытия евреям она не понравилась. В частности, причиной тому стали первый этаж и балкон, рассчитанные на 3000 мест каждый. Как и положено, на первый этаж входят мужчины, на балкон — женщины, однако, вопреки традиции, балкон выполнен так, что женщины могут видеть лица молящихся мужчин. Кроме того, в синагоге был смонтирован орган, словно в католическом костеле. И вообще, по отзывам посетителей, все это напоминало скорей театр, нежели дом молитвы и собрания. Были и другие, не такие существенные огрехи, не прибавлявшие популярности сооружению.
Впрочем, попасть внутрь синагоги и лично убедиться в справедливости сказанного я не смог: был понедельник, 16:00 по местному (среднеевропейскому) времени, тогда как по будням вход сюда разрешен в 10:30 и 13:30. И вообще, говорят, в самой большой в Европе синагоге в шабат еле-еле собирается миньян. Но это так, грустная информация к размышлению…
Мне же оставалось ходить вокруг великолепного здания, рассматривать причудливые башенки, крытые галереи и мемориальные доски, посвященные выдающимся личностям, в т.ч. президенту Израиля Моше Кацаву и Теодору Герцлю. Кстати, по словам гида, дом, в котором создатель сионизма жил в детские годы, расположен где-то рядом с синагогой — только вот где… Большое впечатление произвело "древо памяти" — стальная плакучая ива, на каждом листике которой начертано имя будапештского еврея, погибшего в Катастрофе. Памятник по проекту Имре Варга был открыт на заднем дворике синагоги в 1991 г., а в целом он посвящен, говорят, известному спасителю евреев, дипломату Раулю Валленбергу.
…Кстати, на четвертый день тура мы посетили "городок художников" Сентэндре (буквально — "город святого Андрея"), знаменитый Музеем марципанов и тем, что в здешних краях некогда было весьма развито виноделие. В этом городишке сплелось воедино превеликое множество культур, в частности, есть даже несколько православных церквей, хотя Венгрия — страна католическая.
Но, оказывается, тут же находится и "самая маленькая синагога в мире" — всего-то на десять сидячих мест! Ровно на миньян, то есть. Говорят, построить ее задумал в 1997 г. Дьердь Санто в память о родителях — Лайоше Санто и его супруге, которые в числе около трех сотен евреев были депортированы из Сентэндре в июне 1944 г. Местную синагогу нацисты уничтожили, вот Дьердь и решил почтить и память родителей, и остальных депортированных, соорудив прямо во дворе своего дома миниатюрную молельню. Однако он вскоре умер, и мини-синагогу построил уже его сын Андраш — внук Лайоша Санто.
Впрочем, это здание я так и не нашел: "свободного времени" нам выделили аж 20 минут — как раз столько, чтобы быстрым шагом пройти по главной улице и купить сувенирчик на память. Что ж — в следующий раз, возможно, отыщу. Если "следующий раз" будет…
В небе… жертва Холокоста!
Кстати, о Катастрофе. Если в данном случае можно говорить о везении либо невезении, то здешним евреям относительно "повезло". Как известно, по Версальскому договору территорию страны "урезали" втрое. В случае победы во II мировой войне Адольф Гитлер обещал восстановить Венгрию в "доверсальских" границах. Неудивительно, что Венгрия выступила сателлитом нацистской Германии…
С другой стороны, как бесноватый фюрер ни добивался строительства концлагерей либо создания гетто хотя бы в Будапеште, венгры отвечали неизменным отказом. Мотивировка была довольно любопытной: мол, если создать гетто, об этом так или иначе узнают "красные" и не станут бомбить еврейский район, тогда как бомбы будут градом сыпаться на дома титульной нации — а это несправедливо!
Так или иначе, но Катастрофа на здешней территории разразилась уже после того, как Венгрия объявила о выходе из войны. Выше упоминалось, что депортация евреев из Сентэндре произошла меньше чем за год до окончания Великой Отечественной войны — в июне 1944 г. А 1 декабря того же года было создано гетто в Будапеште. Просуществовало оно опять же относительно недолго — до 18 января 1945 г., нацисты не успели провести его "зачистку" перед отходом, и евреев успешно освободила Советская Армия. Однако жертвы были, и немалые: в дома, где в норме могло проживать всего 28 тыс. человек, согнали 70 тыс. Зима выдалась суровой, так что многие замерзли насмерть либо погибли от голода.
Вскоре Венгрия отметит 60-летие начала Холокоста, датируемое по моменту создания Будапештского гетто. Несомненно, туристов будут водить к памятнику жертвам геноцида, сооруженному на территории Будайского замка в виде субботнего светильника, у которого свечи заменены колоколами. Несмотря на модернистский стиль, памятник очень органично вписывается в ансамбль одной из тамошних площадей, между арсеналом и зданием, где во время
II мировой была резиденция адмирала Миклоша Хорти. И вообще, "светильник" очень напоминает человека, пошатнувшегося под непосильной ношей и вот-вот готового упасть…Поднимут туристов и в паноптикум восковых фигур и фотографий "Будапешт во
II мировой войне", расположенный на горе Геллерт. Впрочем, главная достопримечательность столицы Венгрии, посвященная и этому трагическому периоду, и неявно — жертвам Холокоста, уже давно господствует в будапештском небе. Это — памятник Освобождению.История его такова. Памятник сооружен по проекту народного художника Венгрии, почетного члена Академии художеств СССР Жигмонта Кишфалуди-Штробля (1884-1975 гг., правда, гид Юра назвал его по-иному — Жигмунт Лайош Кишфалуди, — но ему оттуда, из Венгрии виднее). Так вот, оказывается, скульптор был женат на еврейке, которую нацисты отправили в гетто, где она и погибла. И когда в 1947 г. перед Жигмонтом Кишфалуди встала задача спроектировать памятник Освобождению от нацистов, то в фигуре на гранитном пьедестале он увековечил образ незабвенной супруги.
С тех самых пор памятник венчает 220-метровую гору Геллерт, названную в честь проповедника христианства, которого разозленные мадьяры (тогда еще язычники) закатали в утыканную металлическими штырями бочку и сбросили с вершины в Дунай. Однако расположенный на склоне горы памятник святому мученику Геллерту далеко не так заметен, как бронзовая женская фигура, словно бы парящая над городом и днем, и ночью: ведь с наступлением сумерек памятник Освобождению очень красиво подсвечивается.
Остатки роскоши былой…
Гид Юра так и не смог связно ответить на вопрос, какое количество евреев проживает сейчас в Будапеште и в Венгрии в целом. "Пятая графа" из венгерских паспортов исчезла давным-давно, во время переписи населения вопрос о национальной принадлежности переписчики не задают, придерживаясь принципов европейской толерантности. Во всяком случае, очевидно одно: оставшиеся в Венгрии евреи предпочитают, так сказать, "не высовываться", превращаясь вместо этого в "самых венгерских венгров" — об этом свидетельствует ничтожная посещаемость крупнейшей в Европе синагоги
(см. выше).Уже после окончания поездки из Интернета удалось выудить скупые сведения о том, что венгерских евреев то ли 120 тыс., то ли 200 тыс. и что они будто бы контролируют то ли игорный, то ли риэлтерский бизнес. Однако надежного подтверждения этим сведениям я так и не нашел.
Единственные очевидные доказательства делового, явно еврейского присутствия в окрестностях столицы Венгрии я получил во время посещения ювелирного центра "
Caprice" ("Каприче") — местного филиала всемирно известного предприятия "Caprice International", открытого в январе 2002 г. Правда, расположен он не в Будапеште, а все в том же "городке художников" Сентэндре, но отстоит довольно далеко от его центра. Кроме того, поездка в "Caprice" — совершенно отдельная часть туристической программы а-ля "шоп-тур". Система известная: при входе туристам выдаются специальные талончики, и если кто-либо из них приобрел здесь хоть какое-то изделие, процент от покупки "капает" турфирме.Но и без дорогостоящих покупок посещение "
Caprice" весьма любопытно — ведь золото добывалось в Венгрии издавна, а для изготовления золотых изделий приглашались лучшие итальянские мастера. В паноптикуме при входе в центр "Caprice" представлены восковые фигуры короля Иштвана в полном убранстве, гранящих бриллианты монахов и покупателей драгоценностей, а также копии знаменитых украшений, в частности, гарнитура Марии-Терезии.И когда в кинозале туристам продемонстрировали видеофильм об обработке алмазов, в сопроводительном тексте впервые прозвучала фраза о том, что совладельцами центра "
Caprice" являются израильтяне. Алмазы вроде бы покупаются на Амстердамской бирже, огранка выполняется в Тель-Авиве, а готовые изделия производятся в Венгрии. Впрочем, за полную достоверность этих сведений не ручаюсь, переводчик допускал явные огрехи: в комментарии к фильму я уловил грубые текстовые ошибки — в частности, "кристаллическая решетка" алмаза и графита была почему-то названа "молекулярной структурой", что далеко не одно и то же…Однако несомненные следы "еврейского присутствия" в ювелирном центре были обнаружены мною немедленно после входа в торговый зал: на косяках дверей всех кабинетов, расположенных по бокам помещения и в этот час почему-то совершенно безлюдных, и даже на двери бронированного сейфа (!) находились мезузы. Я успел сфотографировать пару штук, когда на меня налетела экскурсовод Лена, которая размахивала руками, точно ветряная мельница, и перепугано кричала:
— Вы что?! Нельзя снимать! Прекратите!!!
Вроде бы я не турист из Украины, а заправский "медвежатник" (взломщик сейфов) или грабитель ювелирных центров.
Но… "поздно, Лена, пить "Боржоми", когда печень полетела!" Роль грязного папарацци я успел сыграть — тем более, о недопустимости съемки в зале меня никто заранее не предупредил. Да и почему нельзя снимать, если фотографии торгового зала есть во множестве буклетов?!
Странные все же люди — современные венгерские "евреи-невидимки"…
Тимур Литовченко
Post Scriptum.
Возможно, среди читателей "Хадашот" есть ветераны ВОВ, принимавшие участие в освобождении Венгрии и Будапешта от фашистов, либо их потомки, которые пожелали бы поделиться воспоминанием о событиях 60-летней давности?.. Особенно интересно было бы узнать подробности освобождения Будапештского гетто. Ждем ваших писем!
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)