Проблема

Инвалиды на “птичьих правах”

Думаю, никто не станет отрицать, что в последнее время темпы реформирования народнохозяйственного комплекса Украины значительно ускорились. Это касается не какой-либо одной отрасли, а именно страны в целом,

Очередь наконец дошла и до реформирования системы компенсации утраты трудоспособности. Вопрос этот не то чтобы назрел — он действительно перезрел. В частности, в угольной промышленности сегодня насчитывается 185,7 тыс. инвалидов труда, которые таким образом имеют право на получение единовременной помощи и регулярных выплат по регрессным искам согласно ст.11 Закона Украины “Об охране труда”. Однако регулярно средства эти выплачиваются далеко не всегда: сумма задолженности инвалидам ежегодно возрастает на 75-80 млн. грн., и по состоянию на 1.01.2001 г. она достигла 550 млн. грн. В результате многие пострадавшие на производстве горняки и их семьи в течение многих месяцев, а то и нескольких лет оказываются лишенными средств к существованию.

С другой стороны, в сложившейся ситуации виноваты не столько администрации конкретных предприятий угольной промышленности или руководители угледобывающих компаний, сколько существующая система законодательства. Основанная на механизме индивидуального возмещения нанесенного вреда работодателем, на предприятии которого произошел несчастный случай или получено профзаболевание, существующая законодательная система способствует разорению угледобывающих предприятий. Поскольку по мнению многочисленных специалистов, в Украине именно уголь является основным энергоносителем, запасов которого хватит на несколько сот лет, существующая законодательная система входит в противоречие со стратегическими интересами развития государства. Кроме того, в ее рамках не решаются вопросы компенсации полученного материального урона в случае банкротства и закрытия предприятия, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, трудоустройства инвалидов труда и т.д.

Устранить существующие недостатки позволяет так называемая солидарная модель государственного страхования, которую используют 180 стран мира, в частности, Австрия, Германия, Франция, Италия, Швеция, Япония. Скорейшее принятие и ввод в действие целого законодательного пакета о социальном страховании от несчастного случая на производстве, в частности, Закона “О страховых тарифах”, позволит и Украине перейти к солидарной модели…

Но как раз здесь и начинаются недоразумения и нестыковки. Еще 23 сентября 1999 г. был принят Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности”. Согласно данному закону, с 1.01.2001 г. должен быть создан и начать функционировать Фонд социального страхования от несчастных случаев (ФССНС). Задача Фонда как раз и состоит в том, чтобы уменьшить размеры выплат компенсаций за утрату трудоспособности с предприятий, в частности, угледобывающих.

ФССНС действительно организован в срок, и выплата компенсаций шахтерам-инвалидам формально уже должна осуществляться именно Фондом. Только дело в том, что составной частью закона о государственном соцстраховании является Закон Украины “О страховых тарифах”, срок введения в действие которого перенесен на 1.04.2001 г. с легкой руки Комитета ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности. Таким образом, в силу указанного обстоятельства ФССНС до 1 апреля еще не может выплатить шахтерам-инвалидам ни копейки.

Для тех регрессников, которые в результате полученных на производстве травм и профзаболеваний не могут работать, выплаты являются единственным источником существования. Естественно, они не могут ждать три месяца, пока законодатели устранят все противоречия. Поэтому 20 февраля в Киеве началась акция протеста Донецкой областной общественной организации Союза шахтеров-инвалидов, которая продлится до 23 февраля. Приезжавшие в столицу на прошлой неделе инвалиды 15 января встречались с Министром топлива и энергетики Сергеем Федоровичем Ермиловым, другими руководителями Министерства и Госуглепрома. Судя по всему, во время встречи обе стороны достигли взаимопонимания. Вот мнение руководителя этой общественной организации Валерия Васильевича Малахова:

— Наше дело буквально зависло в воздухе. Поэтому мы поставили вопрос перед Правительством, чтобы заложенные в Госбюджете на 2001 год деньги в сумме 75 млн. грн., предназначенные для погашения задолженности по регрессным искам, были переданы с распоряжения Министерства труда и социальной политики в распоряжение Минтопэнерго. Это позволит начать погашение накопившихся долгов по выплатам пострадавшим шахтерам регрессов и единовременных пособий. Министерство прилагает определенные усилия для этого по своей линии, мы со своей стороны уже находимся в Киеве с начала этой недели (т.е. с 12 февраля — Т.Л.) и будем до конца следующей. Будем пикетировать… То есть, каждая сторона действует соответствующими методами, но для достижения единой цели.

Также достигнуто взаимопонимание и о необходимости принятия Закона “О страховых тарифах”, о переводе инвалидов-регрессников под сферу действия новообразованного Фонда социального страхования. Угольной промышленности тянуть такой воз дальше не под силу. Тем более, он год от года увеличивался и будет увеличиваться дальше — по степени риска угольная промышленность, наверное, является самым опасным производством.

Согласованную позицию Минтопэнерго и Донецкой областной организации Союза шахтеров-инвалидов поддерживают и профсоюзы. 21 февраля к акции протеста присоединятся представители Профсоюза работников угольной промышленности. А вот что сказал накануне замдиректора по экономике исполнительной дирекции ФССНС Николай Васильевич Предко:

— Кабмин подготовил проект Закона “О страховых тарифах”, который Верховная Рада должна была принять, чтобы Закон “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности” заработал с 1 января, как и намечалось ранее. Но вот тут-то и начались самые интересные моменты. Дважды уменьшали тарифы. Кроме того, первоначально планировалось, что бюджетные организации будут производить отчисления в Фонд из фонда оплаты труда, а промышленные предприятия должны платить в процентном отношении с объема реализованной товарной продукции. В Верховной Раде с этим не согласились определенные комитеты, и в итоге перешли к тому, что все отчисления производятся из ФОТ.

После доработки закона во время второго чтения возникла новая коллизия: Комитет ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности в корне “зарубил” закон. Свою позицию Комитет мотивировал тем, что, во-первых, это слишком большая нагрузка на фонд оплаты труда — а в условиях, когда пенсионная реформа у нас не состоялась, и отчисления в Пенсионный фонд производятся по старой системе, ФОТ действительно несет повышенную нагрузку. Во-вторых, Комитет считает, что страхование от несчастных случаев целесообразно проводить через частные страховые компании. Их предложение в корне противоречит концепции страховой деятельности, утвержденной и подписанной Президентом еще в 1998 году, в соответствии с которой вместо бывшего Соцстраха и Пенсионного фонда должны быть созданы пять независимых, но дополняющих друг друга фондов, в частности, и наш ФССНС. Что же до частных страховых компаний, то они не могут обеспечить социальную защиту шахтеров в полной мере. Дело в том, что законы “Об охране труда” и “О страховании” в определенной мере несовместимы. Если первый предусматривает единовременные мощные выплаты, а также меры, направленные на последующую реабилитацию пострадавшего, то второй закон предусматривает лишь единовременную выплату на заранее оговоренную сумму. Кроме того, Закон “О страховании” предусматривает получение страховой организацией прибыли, тогда как ФССНС — организация неприбыльная. Его единственная цель — работать на реабилитацию, восстановление здоровья пострадавших на производстве.

В общем, указанный Комитет полностью сорвал три голосования по Закону “О страховых тарифах”, последнее из которых состоялось 18 января. Дальше депутаты разъехались на каникулы. А вот теперь, с начала новой сессии, в Киев прибыли шахтеры-инвалиды для того, чтобы провести акцию протеста. Пикетирование Верховной Рады будет проходить с 21 по 23 февраля. Требование одно: скорейшее принятие Закона “О страховых тарифах”, без которого не работает вся система. Ну скажите, где, в каком государстве видано, чтобы один работник зарабатывал на себя и еще на одного или нескольких регрессников, как на шахтах Украины?! Это же невозможно! Так угольная промышленность никогда не поднимется.

Итак, на фоне заинтересованности в достижении положительных результатов началась акция протеста шахтеров-инвалидов Донецкой области. Поддержка от ПРУПа пикетчикам обещана. Повлияют ли данные меры как на позицию Комитета ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности, что в свою очередь приблизит начало полноценного функционирования Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, станет известно в ближайшие дни.

Т.И. Литовченко,
главный специалист отдела взаимодействия
с региональными организациями и СМИ
Минтопэнерго Украины

19 февраля 2001 г.



Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…