Ваад Украины: широкий спектр конкретных дел

Уже много лет Ваад Украины выполняет программы самой разной направленности. Спектр их необычайно широк и разнообразен. О деятельности Ваада, его достижениях в различных областях мы попросили рассказать председателя этой организации Иосифа Зисельса:

— За 15 лет, прошедшие с момента начала восстановления еврейского движения в Украине, произошла специализация еврейских организаций по различным видам деятельности. У Ваада Украины есть своя ниша, причем достаточно объемная. Ваад имеет, так сказать, мандат от трех сотен создавших его организаций примерно в ста городах Украины, то есть, право на осуществление заложенной в устав концепции. Прежде всего, это создание и поддержка деятельности различных профессиональных структур и институций, необходимых для общинной жизни, что Ваад и выполняет с момента своего создания — с 1991 года.

— Это единственная функция Ваада?

— Разумеется, не единственная. Но основная. Ведь в конце 80-х — начале 90-х гг. была большая алия. И вот еще в мае 1989 г. I-я конференция еврейских активистов в Риге провозгласила идею, что возрождающаяся еврейская община должна помогать и тем, кто решил совершить алию, и тем, кто хочет жить здесь и оставаться евреем. Таким образом, община должна быть, прежде всего, многофункциональной сервисной службой для своих членов. Еще тогда было решено, что именно общинная структура должна предоставлять людям те услуги, на которые есть спрос. В начале 90-х требовалось обслужить тех граждан Украины, которые решили совершить алию, вот поэтому еще в рамках бывшего СССР был создан Комитет по репатриации — одна из первых наших профессиональных структур.

До сих пор Комитет успешно выполняет свои функции, консультируя уезжающих в Израиль, рассказывая об условиях абсорбции, о правилах выезда, перевозки багажа, об оформлении документов и т.д. Наш Комитет по репатриации ведет эту работу через профессиональную инфраструктуру в 40 городах Украины и Молдовы.

Комитет активно взаимодействует с посольством Израиля и Сохнутом. Руководит Комитетом (бессменно) Ида Онуфрийчук.

— В результате алии община утратила в основном молодых людей, как принято говорить, активного возраста. Что-то делалось для ее восстановления?

— Естественно, и это требовало иных профессиональных программ. Прежде всего, создания образовательных структур, потому что область еврейского образования – одна из самых основных. Наш Центр еврейского образования был создан в 1993 г. Это профессиональная структура, в которой работает целый ряд образовательных программ: и 2-годичная подготовка преподавателей для еврейских школ, и “Клезфест” – подготовка руководителей музыкальных ансамблей, и “Уроки Холокоста” – программа воспитания толерантности в средних школах Украины. А сейчас открывается новый дистанционный курс по улучшению профессиональных качеств преподавателей различных еврейских школ по всей Украине, и высший уровень – академическая иудаика в одном из вузов Киева. В общем, целый ряд профессиональных программ Центра направлен на то, чтобы повышать уровень подготовки преподавателей различных дисциплин – еврейской истории, еврейской литературы, еврейской традиции и языка. Директор Центра – Яна Яновер.

— Это касается только школ или ульпанов тоже?

— Преподаватели работают и в школах, и в ульпанах. Мы не можем ограничивать сферу деятельности преподавателя, который прошел подготовку. После упорных переговоров с Министерством образования мы получили лицензию и сейчас в результате последипломной подготовки – курсов повышения квалификации преподавателей можем выдавать диплом государственного образца, в котором будет написано: преподаватель иврита, преподаватель еврейской истории, еврейской традиции, еврейской литературы. Это наше большое достижение, поскольку этого не может делать даже Соломонов университет.

— Такую переподготовку можно пройти только в Киеве?

— Считаю, что всеукраинская организация должна работать по всей Украине, обслуживать своими программами как можно больше общин, находящихся на территории страны. В частности, Центр еврейского образования готовил преподавателей не только для Киева, но и для других городов в 1994-96 гг. Потом из-за уменьшения финансирования мы перешли только на киевских студентов, а сейчас вновь возвращаемся ко всеукраинскому масштабу деятельности Центра еврейского образования.

— Еврейское образование, естественно, зиждется на изучении первоисточника. Хотя бы вкратце расскажите, пожалуйста, о работе Института иудаики.

— Это также одна из профессиональных структур, созданных Ваадом в начале 90-х гг. Руководит программой зам. председателя Ваада, директор Института Леонид Финберг. Здесь функционируют примерно 30-40 программ и проектов в области научных, архивных, исторических исследований, записи воспоминаний, издательской деятельности. Это проведение различного рода мониторингов, арт-иудаика и т.д. Кроме непосредственной обширной деятельности, Институт иудаики уже более 10-ти лет проводит еще и ежегодные тематические конференции по иудаике. Конференции приобрели международный характер: для участия в них съезжаются около сотни исследователей из разных стран.

— Из всего этого можно понять, сколь огромное внимание Ваад уделяет сохранению еврейского наследия…

— Примерно к 1994 г. относится и создание профессиональной программы Комитета сохранения еврейского наследия. Часть Комитета занималась описанием еврейских кладбищ и осуществлялась Объединением иудейских религиозных организаций Украины. Наша часть Комитета занималась описанием зданий и другого движимого и недвижимого имущества, прежде принадлежавшего еврейским общинам. Этой частью руководит профессор Генрих Фильваров. За прошедшие годы описано более 500 объектов еврейской собственности, около 800 кладбищ, а кроме того, около 1000 свитков и фрагментов свитков Торы, которые находятся в архивах и музеях Украины. Часть программы выполняет Институт иудаики. Исследуется судьба произведений искусства, принадлежавших ранее еврейским общинам. Проводились и другие исследования в этой области. Впереди поиск еврейских архивов и библиотек. Эта программа имеет накопительный характер – накапливает сведения, касающиеся еврейского наследия.

— В нашем наследии есть и такая печальная доля, как уроки Холокоста…

— У Ваада есть ряд проектов, связанных как с изучением Холокоста на территории Украины, так и (по отдельной программе) с различными проектами помощи праведникам народов мира. В частности, мы работали над большим проектом описания мест массовых захоронений на территории Украины, описав в итоге около 1000 таких мест. Работа продолжалась 3 года, она еще не завершена, потому что пока не описано около 200 мест, известных нам. Данная программа продолжается сегодня в виде новой программы по Холокосту – описанию мест концентрации, т.е. концлагерей и гетто. Это практически полностью архивная работа, которая сегодня начинается в Институте иудаики.

— А что касается программы, связанной с праведниками мира?..

— С начала 90-х годов пытаемся находить возможности для оказания финансовой помощи праведникам мира и их семьям. Так, с 1991 г. мы активно работали с Еврейским фондом для христиан-спасителей (США). Тогда еще в Украине не было системы перевода денег типа Western Union, и наши координаторы раз в три месяца развозили по Украине, Беларуси, Прибалтике, Молдове (и даже частично по России) деньги для помощи праведникам мира. Это продолжалось до 1995-96 гг., когда заработала система Western Union, и люди смогли получать деньги самостоятельно.

Но Ваад и дальше активно развивает эту идею. Так, например, поработав с Украинским национальным фондом взаимопонимания и примирения, который открыт Германией, мы добились того, что за последние 1,5 года большая группа праведников получила единоразовую помощь в размере 600 дойчмарок (в пересчете на евро). Также помощь получили те евреи, которых они спасали и у которых нет возможности доказать свое пребывание в лагере или гетто. Теперь мы активно работаем с семьями праведников мира: у нас есть проект, основанный на том, что в Израиле вот уже более 2-х лет действует положение о предоставлении статуса иностранного рабочего детям и внукам праведников мира. Уже поехали и работают в Израиле первые дети праведников, они очень довольны, передают своим семьям деньги.

— А программы социальной помощи есть? Или все отдано на откуп хеседам и “Джойнту”…

— В свое время, примерно в 1990-м г. мы создали социальную программу Ваада, которая с 1995 г. называется Благотворительный еврейский фонд Украины – “Маген Авот”, который к 1996 г. работал в 48-ми украинских городах, создав там совместно с местными общинами социальные службы. И только развертывание “Джойнтом” системы “Хесед” в Украине остановило развертывание общинной социальной инфраструктуры. Мы не могли интенсивно увеличивать финансирование, а “Джойнт” отказывался делать это в больших масштабах, он был настроен на создание собственной социальной инфраструктуры. В итоге нам пришлось отдать все открытые нами центры “Джойнту”. И сегодня в тех 48-ми городах, где работали наши социальные службы, именно на их базе созданы и активно работают центры “Хесед”.

С одной стороны, это позитивный факт, поскольку объем деятельности указанных центров, на учете которых состоит 120 тыс. человек, конечно же впечатляет. С другой стороны, хесед — не общинная структура, т.е. не сами общины ее создали, не общины ее поддерживают, в отличие от “Маген Авот”, где примерно половина финансирования осуществлялась общинами. В настоящее время деятельность “Маген Авот” ограничена несколькими программами в тех городах, где сохранились общинные структуры социальной помощи. Руководит Фондом Юрий Слуцкий.

— Что это за города?

— Это Черновцы, Ивано-Франковск, Коростень и еще несколько небольших городов, в которых община смогла тем или иным способом сохранить свою социальную службу. Например, сегодня общинная социальная служба в Ивано-Франковске успешно конкурирует с центром “Хесед”.

— Несомненно, все это чрезвычайно интересно, особенно людям старшего поколения. А есть ли у Ваада молодежные программы?

— В связи с нехваткой средств мы не можем вести молодежную деятельность так широко, как хотелось бы. Тем не менее, уже больше 10-ти лет летом проводим лагерь для детей, интересующихся еврейской историей. Руководит лагерем историк, доктор Анатолий Подольский, под его руководством молодежь изучает еврейскую историю, проводит экспедиции по местам, где прежде жили евреи Украины, находит еврейские кладбища, синагоги и др. здания, которые описываются, фотографируются и зарисовываются. Лагерь имеет большой авторитет, сюда приезжают участники из других стран. И эту программу мы, конечно же, продолжим.

А спортивная программа у Вас есть?

— Нет, только то, что непосредственно связано с проведением летнего лагеря.

— Сколь разнообразны направления работы Ваада… И это в масштабах всей Украины?

— Еще раз хочу подчеркнуть, чтобы рассеять всякие сомнения на этот счет: деятельность Ваада — это сугубо профессиональная деятельность внутри еврейской общины, причем действительно в масштабах всей Украины. Также очень важно, что в еврейской общинной жизни Украины у нас практически нет конкурентов, поскольку аналогичными программами никакая иная еврейская организация Украины, кроме Ваада, не занимается.

— Не секрет, что широкая деятельность требует больших затрат. Так что у Ваада с финансированием? Я понимаю, что это щекотливый вопрос, но все же…

— Почему же “щекотливый”? У нас и в этом отношении все прозрачно. Ваад Украины — одна из немногих организаций, которая как непосредственно дает полный финансовый отчет своим руководящим органам — Президиуму и Координационному совету, — так и публикует данный отчет в прессе. В “Хадашоте”, например, раз в год появляется финансовый отчет — и Вы это знаете. В отчете подробно расписано, на какие цели сколько средств было направлено, и какие источники финансирования для этого использовались. Финансирование у нас в основном внешнего характера: это различные международные еврейские специализированные и общего характера фонды – всего около 30 партнеров и спонсоров. Часть средств дают внутренние источники, то есть местные бизнесмены, которые также вкладывают деньги в наши программы.

И кстати, чрезвычайно интересно — и мы подчеркиваем это в финансовом отчете, — что часть поступлений от внутренних источников возрастает ежегодно и сейчас составляет порядка 30%. Раз уж мы коснулись этого вопроса, то скажу, что в позапрошлом году наш бюджет составлял около 2,5 млн. грн., а в прошлом увеличился примерно до 3 млн. грн. и более. Разумеется, это не слишком большой бюджет для такого объема работы, но мы никогда и не гонялись за большим бюджетом, поскольку Ваад создавали не бизнесмены, в отличие от других организаций. Зато у нас есть профессиональные программы, а средства используются очень экономно. Наш принцип — работать на очень малых деньгах во всех наших программах.

— И все же остался еще один вид деятельности, о котором Вы ничего не сказали: как у Ваада с представительской деятельностью?

— С этого, пожалуй, следовало бы начать, потому что последний год основное наше внимание было сосредоточено на внешней деятельности. За последние 1,5 года Ваад стал активным учредителем нескольких структур, как международных, так и внутри Украины.

Итак, в декабре 2001 г. Ваад Украины вместе с общинами других национальностей создал Конгресс национальных общин Украины – очень активную межнациональную структуру, которая за год сделала не меньше, чем другие аналогичные организации Украины за 5 или 10 лет существования. В частности, проведены очень интересные исследования по предвыборной ситуации в контексте межнациональных отношений, по результатам исследования издано 5 брошюр. Был проведен очень интересный семинар для журналистов национальной прессы, причем не только для расширения горизонтов видения проблем, подлежащих освещению, но и полезных с точки зрения повышения профессионального журналистского уровня. Были проведены мастер-классы с очень известными журналистами Украины.

Также прошли семинары для воспитателей национальных общин. И, наконец, вершиной деятельности 2002 г. в Конгрессе национальных общин стал межнациональный лагерь “Истоки толерантности”. Это первый в Украине опыт совершенно уникального по своей концепции всеукраинского лагеря. Воспитатели, молодые и очень способные люди, предоставленные национальными общинами Украины, решили попробовать развивать толерантность в детях оригинальным способом: 150 человек лагеря каждый день жили жизнью другой национальной общины. Знакомились с историей, традициями, немного учили язык, песни, танцы этого народа. Был украинский день, польский, венгерский, крымско-татарский. Еврейским днем, естественно, стала пятница, вечером праздновался шабат — только представьте себе эту картину!.. Всех очень заинтересовала данная концепция, и мы будем расширять программу не только в Украине, но и за ее пределами.

— А что было сделано Ваадом за пределами Украины?

— В прошлом году Ваад стал одним из учредителей 2-х международных еврейских организаций. Например, в марте 2002 г. совместно с Ваадом России и Еврейским конгрессом Казахстана был создан Евро-Азиатский еврейский конгресс. Это структура, которая уже давно была обозначена на “еврейской карте”, но не наполнялась содержанием. Ваад привлек на учредительный съезд не только своих представителей, но и представителей от Еврейского совета Украины, от Всеукраинского еврейского конгресса и от Объединения религиозных общин — т.е., на учредительном съезде были представители от всех основных еврейских организаций Украины, кроме ХаБаДа.

— Но ведь есть Всемирный еврейский конгресс…

— …и Евро-Азиатский конгресс является его континентальной секцией. Теперь общины, которые были как бы “на обочине” центральной еврейской жизни, как раз и объединились в евроазиатскую группу, которая по своей активности уже вышла в число лидеров. Этому способствует и энергия, накопившаяся за время неучастия в международной еврейской жизни, и горячее стремление влиться, интегрироваться в еврейский мир, и большое количество профессионалов, которое работает в еврейских общинах бывшего СССР, а также за его пределами. Кстати, в Евро-Азиатский конгресс вошли еврейские общины не только бывшего Советского Союза, но и Индии, Японии, Филиппин и даже Австралии, Новой Зеландии. Членом Евро-Азиатского еврейского конгресса также изъявила желание быть болгарская еврейская община. Сегодня в Евро-Азиатском еврейском конгрессе представлены еврейские общины 28 стран.

— Не будет ли ЕАЕК “тесно” рядом с “Джойнтом”, Сохнутом?..

— Учитывая специфику деятельности Всемирного еврейского конгресса, Евро-Азиатский конгресс как его континентальная секция не конкурирует ни с “Джойнтом”, ни с Сохнутом и очень мало работает внутри общин. Основная деятельность ЕАЕК – внешнеполитическая, одна из основных программ – диалоги с другими конфессиями, с другими этносами. Например, уже на протяжении полугода реализуется такая диалоговая программа, как Иудаизм – ислам”. Она началась со встречи в Алматы раввинов Евразии, которые съехались туда осенью и участвовали в переговорах с мусульманским духовенством Казахстана. В результате переговоров, идеологических дискуссий выяснилось, что идеологических корней для конфликта наших религий нет ни в иудаизме, ни и исламе. Участники диалога пришли к выводу, что конфликты — это в основном политические ходы руководителей различных государств, которые решают проблемы другого свойства, а не религиозные.

Следующим этапом стала конференция в Алматы, прошедшая в феврале и собравшая не только религиозных деятелей, но и руководителей государств, причем не только бывшего СССР (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Азербайджан), но и, например, Турции, Афганистана. Присутствовали три президента, министры иностранных дел. Кроме этого, в работе участвовала большая делегация основных еврейских организаций Америки и Евро-Азиатский конгресс как инициатор конференции. Это событие стало очень значительным в общественной внешнеполитической жизни Центральной Азии.

— В чем же его значение?

— В принятую совместную декларацию (в редактировании которой я принимал непосредственное участие) удалось ввести очень важный концептуальный момент о том, что на самом деле нет запрограммированного конфликта, столкновения различных цивилизаций. Это надуманная идея, которую эксплуатируют некоторые политики. На самом деле, в каждой из цивилизаций — в западной, в мусульманской — есть люди, которые хотят жить мирно, в соответствии со своими религиозными и общественными законами, растить детей, быть уверенным в будущем. И есть экстремистские, радикальные группы, политики разного ранга, которые политизируют такую надуманную идею, как конфликт цивилизаций. В результате этой конференции создан Форум мира и стабильности, и я думаю, что мы будем принимать активное участие в его работе.

Далее, наша делегация, и я в том числе, побывала на открытии синагоги в Баку и воспользовалась этим для встречи с верховным муфтием Кавказа, очень энергичным и авторитетным человеком. С его помощью мы также попытаемся развить диалог двух религий – ислама и иудаизма. Политический уровень этой деятельности не единственный, поскольку лишь политическая деятельность не может приводить к положительным результатам, если в массах людей не проводится соответствующая духовная работа. Одна из программ, начатая в 1997 г. в Украине — это “Толерантность – уроки Холокоста”, она сегодня находит развитие в деятельности Евро-Азиатского еврейского конгресса. В частности, в Казахстане прошел семинар для учителей казахских, узбекских, киргизских школ по толерантности и урокам Холокоста — это очень важно! Отталкиваясь от Холокоста, мы пытаемся через учителей местных школ влиять на воспитание детей в духе толерантности. Соответственно, экспериментальный межнациональный лагерь, о котором я говорил, становится основой ряда подобных проектов в рамках ЕАЕК. И я очень рад, что в этом вопросе есть взаимопонимание нашего президента Александра Машкевича, вице-президентов, бизнесменов, которые финансируют деятельность Евро-Азиатского еврейского конгресса, и других ответственных лиц.

— Что Вы можете сказать о других направлениях деятельности ЕАЕК?

— Спектр его деятельности чрезвычайно широк. Это, к примеру, вопросы бывшей еврейской общинной собственности, поскольку Всемирный еврейский конгресс избрал это одним из направлений деятельности. И вот ЕАЕК также работает в области описания бывшей еврейской общинной собственности, причем не только в Украине, как это было раньше, но и в Беларуси, собираемся начать работу в Молдове, в других странах региона. Интересна издательская и информационная деятельность Евро-Азиатского еврейского конгресса. Существует веб-сайт ЕАЕК, выходит журнал “Евреи Евразии”. Очень важно наладить информационные каналы между странами евроазиатского региона, чтобы все чувствовали себя равными участниками конгресса. Мы стремимся отражать жизнь даже таких далеких общин, как в Японии, Австралии, Новой Зеландии, Индии и т.д. Сейчас начата работа над ежегодником ЕАЕК – это будет информационно-справочная, аналитическая книга по жизни еврейских общин в данном регионе, мы рассчитываем получить готовую книгу к концу года. Готовятся и другие издания.

Существует и программа помощи малым общинам конгресса. Например, в канун Пэсаха ЕАЕК закупил и отправил 4 т мацы общинам России, 3 т – общинам Беларуси, 2 т – общинам Молдовы, 3 т было отправлено в Аргентину, 12 т – в Казахстан для среднеазиатских общин и т.д.

— ЕАЕК — это единственная структура, созданная Ваадом?

— В начале июля Ваад также стал соучредителем Всемирного конгресса русскоязычных евреев. Съезд проходил в Москве и в Иерусалиме, по два дня в каждом городе. Этот процесс интересен тем, что мы впервые вошли в тесный рабочий контакт с организацией ХаБаД, которая стала соучредителем Конгресса. Кроме хороших отношений, раньше ничего не было: ни общих программ, ни общих идей, ни общих структур. Первая общая структура, которую мы попытались вместе построить — это как раз Всемирный конгресс русскоязычных евреев. Туда входят общины 22 государств, в т.ч. Израиля, Америки, Канады, Германии, Чехии и стран бывшего СССР. Создание конгресса обсуждалось более 10-ти лет, но только в прошлом году идею удалось реализовать практически.

Правда, пока что я не удовлетворен активностью, структурированностью деятельности данной организации, но будем надеяться, что успехи впереди. Пока деятельность Конгресса русскоязычных евреев ограничивается различными политическими ходами и заявлениями, например, борьбой с неонацистской партией в России. Прошло несколько акций в поддержку Израиля, конкурс детских рисунков против террора, конференция “Врачи против террора” в Израиле и США. Очень большое значение придается информационным программам, планируется создание всемирного еврейского русскоязычного агентства. Большое значение уделяется связям и поддержке Израиля… Как бы ни было, а огромным позитивом является уже то, что это первый большой опыт работы с ХаБаДом.

Расскажите, пожалуйста, более подробно об отношениях Ваада с другими еврейскими организациями внутри Украины.

— На сегодня в Украине более 500 еврейских организаций различного рода и около десятка всеукраинских структур. К сожалению, опыт создания последних неоднозначен. Те организации, которые возникли в начале 90-х, в т.ч. Ваад, Еврейский совет Украины, Объединение религиозных общин, в той или иной форме существуют и поныне, занимая определенные ниши в еврейской жизни. Создание же в конце 90-х организаций, с участием Ваада или без него, когда в общественную жизнь начали активно вовлекаться еврейские бизнесмены, к сожалению, пока можно квалифицировать как опыт более негативный, чем позитивный.

— В мае готовится проведение Съезда евреев Украины. Это очередная вновь создаваемая структура из числа “новых” или нечто действительно ранее невиданное у нас?

— По публикуемым в еврейской печати сведениям очень сложно понять, что же на самом деле затевается. Поговаривают о создании нового представительского органа от имени не организаций, а именно евреев Украины. Я уже много раз говорил, что Ваад Украины представляет только те организации, которые в него входят, на большее он не претендует, точно так же как другие всеукраинские еврейские структуры имеют право представлять те организации, которые в них входят, а не всех евреев Украины. Но мы знаем, что в свое время, когда создавался Еврейский совет Украины, также была предпринята неудачная, в итоге, попытка провести выборы от еврейского населения…

Я глубоко убежден, что организация имеет право представлять население только тогда, когда оказывает ему существенную помощь, работает на население. Если новая структура возьмет на себя социальную нагрузку вместо “Джойнта”, образовательную вместо Сохнута и посольства и т.п., если сможет осуществить хотя бы значительную часть общего финансирования, возможно, ей удастся кого-то представлять.

Только это вряд ли возможно. Насколько я знаю, ХаБаД не участвует в этом процессе, а именно ХаБаД на сегодня — основная еврейская структура Украины. Ни Еврейский Совет Украины, ни Объединение религиозных общин, ни Всеукраинский еврейский конгресс, ни Еврейская конфедерация по одиночке или даже вместе, ни даже Ваад не могут сравниться по финансовым возможностям с ХаБаДом. Но без ХаБаДа, Ваада и еще некоторых организаций съезд сработает почти вхолостую, ибо его делегаты не будут представлять не только основную часть еврейского населения Украины, но и основные еврейские организации. Просто появится еще одна, 506-ая или 507-ая организация…

Беседу вел
Тимур Литовченко

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…