Новый год деревьев…
или диаспоры?!
На 18 января в этом году приходится один из еврейских праздников, не принадлежащий к числу основных: Ту би-Шват. Кто-то отмечает этот день, а кто-то даже понятия не имеет, что это за “Новый год деревьев” и зачем вообще о нем вспоминать.
Но это у нас, здесь, в одной из стран галута зима со снегом и минусовой температурой вплоть до “крещенских морозов” (хотя в этом году особых холодов не наблюдалось, а снег сменился обыкновеннейшей слякотью с островками гололедицы). В Израиле же “зима” выглядит несколько по-иному. Как сказано в Сефер ха-Тодаа от имени Гемары, к 15 числу зимнего месяца шват успевает выпасть большая часть нормы годовых осадков, и на деревьях уже успевают завязаться плоды. Те из них, которые находятся именно в состоянии завязи (т.е. по размеру достигли одной трети от нормальной величины плода), считаются плодами прошлого года.
Поскольку Тора предписывает отделять десятую часть не только денежных доходов, но и, в частности, от урожая (“плодовая десятина”, или маасерот отходит кохенам, беднякам и проч. — не будем вдаваться в подробности, хотя еврейскими мудрецами и учителями предусмотрено все до мелочей), эту десятину надо как-то исчислять… Вот маасерот и отсчитывается от плодов, успевших завязаться до “Нового года деревьев”! День это установлен согласно воззрениям школы Гилеля (Мишна, трактат Рош га-Шана, 1), тогда как школа Шамая предписывала считать Новым годом деревьев первый день месяца шват.
Иными словами, Ту би-Шват является своеобразной границей между плодовыми урожаями старого и нового годов — ведь плоды разных урожаев запрещено смешивать между собой, не отсчитав предварительно маасерот. Кроме того, согласно Торе, нельзя есть плоды от дерева прежде, чем пройдет несколько лет со времени его посадки. “И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его необрезанными: три года да будут они для вас необрезанными, нельзя есть их. А в четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Бога. В пятый же год вы можете есть плоды его, и умножатся для вас плоды его. Я — Бог, Всесильный ваш”. (“Ваикра”, глава “Кдошим”, ст.23-25.)
Что еще происходит в этот день? Согласно приведенной выше цитате (“И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное…”), именно в Ту би-Шват по всему Израилю принято сажать деревья. В течение долгих веков евреи практически не жили на обетованной земле. За время отсутствия определенных милостью Всевышнего хозяев израильская земля превратилась в пустыню, зато с момента восстановления государства словно бы пережила второе рождение. Ныне трудолюбивыми еврейскими руками везде насаждены пышные сады, и даже в зимний период, на Ту би-Шват здесь можно достать несколько десятков видов фруктов! Ведь как еще отметить “новый год деревьев”? Конечно же, фруктовым меню на столе…
Нелишне вспомнить также, что растения и их плоды играют огромную роль во время других еврейских праздников. Вот, например, как бы мы исполняли микву четырех растений на Суккот, если бы не лулав, этрог, хадасим и аравот? Побег финиковой пальмы, плод семейства цитрусовых, миртовые и ивовые ветви — это ведь растения, причем два из них — плодоносящие…
Вот что такое Ту би-Шват в Израиле. Хотя возникает вполне закономерный вопрос: а нам-то до этого что за дело?! Нам — то есть евреям Украины? В самом деле, если здесь кто-либо и сажает какие-либо растения, то никак не зимой! Евреи-садоводы? Ну, разве что дачники… А для них самая горячая пора посадки растений наступит весной, до которой еще дожить надо… То есть, нам от Ту би-Швата вроде бы ни холодно, ни жарко.
Готов согласиться. Хотя еврейские мудрецы давно уже обратили внимание на следующее место Торы: “Если осаждать будешь город… то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое — это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?” (“Дварим”, глава “Шофтим”, ст.19.) Итак, говорят мудрецы, в этом и других изречениях прослеживается удивительное сходство между деревом и человеком. В самом деле, дерево произрастает из земли — и из праха земного Всевышний создал человека, различные растения дают разные плоды с разными свойствами (кислые лимоны, сладкие финики, ароматные яблоки, терпкие гранаты…) — также и люди совершают разные поступки, которые называются… “плодами” деятельности!
С точки зрения подобия дерева и человека, еврейский народ — это как бы сад, побеги которого давным-давно перекочевали во все страны мира и размножились там. Теперь же часть их вновь возвращается в обетованную землю, поскольку, в отличие от растений, Всевышний даровал людям возможность перемещаться по земле, а не прорастать корнями в каком-либо одном месте. Однако в странах галута все еще остается множество евреев, и в духовном смысле Ту би-Шват является днем солидарности рассеянной по лику земли диаспоры с Израилем. То есть, выросшие в иных землях “побеги” с особенными чувствами вспоминают о далекой духовной прародине, о священной для каждого из нас земле, хотя многие никогда в жизни не видели ее.
Сегодня такая солидарность всех евреев мира, такая вот духовная поддержка Израилю особенно необходимо, ибо уже настали дни тяжелых испытаний. Несколько лет не прекращается палестинская интифада, боевики и камикадзе-смертники проливают реки еврейской крови. И при этом нееврейский мир постоянно осуждает израильский “экстремизм” по отношению к “мирным палестинским пастухам”, хотя любое нормальное государство в такой ситуации защищало бы своих граждан — иначе что это за государство такое, которое не способно выполнить одну из основных функций?! Политика же “мира в обмен на территории” — это путь в никуда, что давно подтвердилось на практике. В этом случае у арабской стороны лишь возрастают аппетиты. Отдавая свои территории, кровопролития не остановить.
Итак, сегодня Израиль должен быть сильным. Сила его — и во внешней поддержке всех видов, которая зависит от каждого еврея, в какой бы стране он ни проживал. Пусть ты живешь здесь, в Украине, которая сама пребывает в стадии глубокого кризиса, пусть ты небогат и даже беден — неважно. Сопереживать всему, что творится сейчас в Израиле, молиться за свой народ (если ты верующий), разъяснять окружающим суть того, что происходит — все это в твоих силах. И праздник Ту би-Шват лишний раз напоминает об этом.
Тимур Литовченко
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)