Свет, очищающий душу

Вспоминая о чудесных победах прошлого, улучшай настоящее

В начале зимы евреи всегда веселятся, потому что с 25 числа месяца кислев начинается Ханука. Взрослые с гордостью вспоминают о победе борцов-патриотов под предводительством братьев Макаби над лучшей на то время регулярной армией мира, об освобождении всего Израиля от языческого влияния, об освящении Бейт-Амикдаш и других славных событиях. Детвора, пожалуй, больше всего радуется хануке-гелт. Но все евреи: старые и молодые, мужчины и женщины, в Эрец-Исраэль или в других землях — с одинаковым трепетным восторгом в сердце созерцают огоньки зажженных свечей, число которых день ото дня увеличивается. И недаром именно ритуальный светильник-ханукия является главенствующим символом, венцом данного праздника. Свечи горят безмолвно, лишь фитильки изредка потрескивают в торжественной тишине, однако именно трепетный вид огоньков красноречивее любых слов свидетельствует: Ханука — это ежегодное напоминание о великом чуде возрождения и очищения.

Такой она была в эпоху Храма, такой остается и по сей день. Однако устанавливая этот праздник более двух тысячелетий назад, наши мудрецы и не подозревали, сколь огромным станет значение Хануки для евреев, живущих в галуте. В самом деле, если тлетворное влияние чуждой не только по содержанию, но и по самому духу греческой культуры распространилось в самом Израиле настолько, что поднять восстание, открыто бороться за чистоту веры и нравов отважилось одно-единственное семейство Хашмонеев, то насколько же сильнее воздействует насквозь чуждая внешняя среда на евреев диаспоры! И тогда может случиться очень опасная вещь: незаметное, постепенное оттеснение еврейской духовности в недосягаемые глубины сознания, а затем и внутреннее перерождение. Сохраняются ли при этом внешние атрибуты еврейства ради приличия, ради спокойствия родственников и знакомых, ломаются и выбрасываются прочь, как ненужная более скорлупа яйца, из которого вылупился птенец — особого значения не имеет. Перед глазами всех пример “нового”, этакого “прогрессивного” человека, причем он пытается проделать то же самое с другими “безнадежно отсталыми” — а что такого?! Пусть и они возродятся, поднимутся из тлена каких-то там древних законов и условностей, пусть и им станет хорошо! Очень-очень хорошо…

Как вы думаете, разве эллинизированные евреи в те далекие дни действовали со злым умыслом? Нет и еще раз нет! Они вполне чистосердечно желали остальным евреям добра. Они искренне хотели, чтобы и еврейский народ влился в лоно мировой цивилизации, стал таким же, как великие греки, вавилоняне, ассирийцы. А там глядишь — чего доброго, даже превзошли бы в величии их всех, вместе взятых! А что? Почему бы нет, в самом-то деле! И ведь надо для этого всего-навсего самую малость: чтобы место меноры в Храме занял золотой идол божка (полубожка, обожествленного человека, героя — для каждого найдется свое место в языческом пантеоне). Ну, хотя бы чтоб менора немножечко, совсем чуточку потеснилась и освещала мускулистое великолепие драгоценной статуи — вот и все! И разве же это много?.. Есть из-за чего привередничать, сопротивляться и бунтовать…

Впрочем, исторический ответ Матитьягу таким вот “эллинизаторам” известен всем, не к чему повторяться. Однако в действительности евреям диаспоры приходится давать подобные ответы внешнему миру ежедневно, ежеминутно. Нужно очень пристально, даже придирчиво оценивать, кто и что тебе предлагает совершить, чтобы ненароком не загасить менору в своем сердце… или хотя бы не впасть в искушение, заправив ее оскверненным маслом — ибо Всевышнему и такое решение противно и ненавистно.

Разве не перед таким же точно выбором стоит ныне и еврейская община Киева? Нам предлагают построить общинно-культурный центр, то есть наш, еврейский центр в святом для нас месте — в Бабьем Яру. Предлагают не кто-нибудь, а именно евреи, уважаемый всеми “Джойнт”. Поддерживают проект еврейские лидеры солидных и уважаемых организаций. Так что, раз так, настало время соглашаться, даже если еврейская душа вовсю протестует? Что такое голос души, в конце концов, его же никто не слышит…

Однако история Хануки как раз и учит, что каждый, даже оставшийся в одиночестве еврей принимает на сей счет решение самостоятельно, каждый затем несет ответственность не только перед собой — перед всеми своими предками и потомками. И от нашего решения зависит будущее не только нашей киевской общины, но и судьба евреев всей Украины. Лучше отыскать единственный горшочек чистого масла, чем воспользоваться громадным кувшином нечистого. Ибо тогда наша “менора” останется таковой, а не превратится в очередной языческий символ. Не будем же забывать об этом!

Тимур Литовченко

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…