Каково без Храма?..

Ежегодно скорбя в день 9 ава, евреи вспоминают сразу о нескольких событиях, выпавших на эту дату. Но все же самыми впечатляющими из них являются разрушение Первого (в 586 г. до н.э.) и Второго (в 70 г. н.э.) Храмов. Об этом сегодня вспомним и мы.

Мало кто обращает внимание на то обстоятельство, что наипервейшая способность Вс-вышнего, о которой мы узнаем из первого же стиха первой главы первой книги Торы, является способность к творчеству. Ибо сказано: “В начале сотворения Вс-сильным неба и земли…” (Брейшит, 1:1). Итак, Он сотворил нечто новое, чего не было раньше — значит, способность творить является фундаментальной, если можно так сказать — краеугольной, из которой проистекает весь существующий мир.

К величайшей нашей радости, Вс-могущий наделил этой способностью и свое творение — человека. В то же время, к величайшему несчастью, далеко не всякое “творчество” человека является благом. В частности, одним из постоянно демонстрируемых отрицательных свойств человеческой натуры является умение творить кумиры. Потому специальной заповедью, данной еврейскому народу на Синае, Вс-вышний запретил делать себе всевозможные “изваяния” и “изображения” того, что в небе, на земле и под водой, “поклоняться” и “служить” им (Шмот, 20:4-6).

Казалось бы, запрет есть — нужно исполнять, и все тут. Так-то оно так… но до чего разнообразны кумиры, воздвигаемые людьми вообще и евреями в частности! Всем известно, что на протяжении длительного времени у евреев практически не развивалось изобразительное искусство, а все по той же причине: дабы какое-либо произведение искусства вольно или невольно, намеренно или невзначай не стало бы предметом поклонения. С какой скоростью и легкостью это происходит, свидетельствует опыт канонического христианства. С одной стороны, непутевое дитя иудаизма вроде бы не должно было настолько отбиться от рук, чтобы полностью презреть хотя бы одну из десяти заповедей. Но с другой — до чего же легко здесь установилась традиция почитания икон, фактически — поклонения живописным портретам исторических личностей, причастных к основанию и развитию религии!..

Разумеется, Храм, хоть и являлся Домом Б-жьим — это далеко не предмет бездумного поклонения, слепого обожания, почетания или чего-то похожего. В конце концов, любая существующая на земле вещь является бренной, имеет свои начало и конец. Так, Первый Храм был воздвигнут по приказу благословенного царя Шломо, а разграблен и разрушен воинами Навуходоносора, Второй Храм отстроен Нехемьей, а затем вновь разграблен и разрушен по приказу Тита Флавия Веспасиана. Поэтому нельзя было ожидать, что без Храма существование еврейского народа прекратится. Не считая значительного “дохрамового” периода, оно отнюдь не прекращается и с разрушением этого здания, о чем свидетельствует история.

Другое дело, что без наличия Храма невозможно исполнять определенную часть Закона! Кроме того, обратим внимание, что с разрушением Храма неизменно наступала эпоха Галута — то ли вавилонского плена, то ли многовекового рассеяния по лику земли вплоть до наших дней. Да, евреям прожить без Храма можно… но дочего же трудно! А посмотрите на состояние нынешнего еврейского государства: разве можно считать его идеальным? Отнюдь. И вновь обратим внимание: вот уже 55 лет существует возрожденный из небытия Израиль, а Третий-то Храм до сих пор не восстановлен! И намеков на это пока что нет…

Да, подобный взгляд можно оспаривать, можно называть исповедующих его лодей религиозными фанатиками. Однако факты — вещь упрямая. Если евреи — народ Б-жий, а не просто дикое племя скитальцев, если они вновь собираются со всех концов земли в Страну — значит, Храм необходим. Ведь Храм у евреев — это далеко не то же самое, что, к примеру, “храмы” у христиан (церкви, соборы, костелы, молельные дома). Храм — это Дом Б-жий, а он может быть только одним-единственным и только в определенном месте на земле обетованной, его не заменят тысячи и даже десятки, сотни тысяч синагог, вместе взятых.

Разумеется, не в одной из стран Галута — не в Украине решать, быть Храму отстроенным или не быть. И не мне. Я не об этом. Я о том, что каждый год в день 9 ава еврейские сердца пронзает боль невосполненной пока что потери — утраты разрушенного почти две тысячи лет назад Храма. Легче ли от осознания того, что империи Навуходоносора и Тита давным-давно исчезли с лица земли, а вот Израиль возродился?! Нет, не легче. Ибо полнота Израиля все же не восстановлена окончательно — без Храма не то…

И еще 9 ава заставляет задуматься о необходимости сохранения того, что имеем — ибо легко можем этого лишиться благодаря собственным усилиям или “помощи” окружающих. Мы не так высоко ценим имеющуюся у нас вещь, как потерянную, это также одно из свойств человеческой природы. Очевидно, евреи настолько перестали ценить Второй Храм, что… потеряли его. Пусть же этот тяжелейший, многовековой урок раскаяния пойдет всем нам на пользу! Пусть успокоится страдающая еврейская душа в скорбный день 9 ава.

Тимур Литовченко



Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…