Это сладкое слово “Наследие”…

“Антизисельсовское” заявление Совета руководителей всеукраинских еврейских организаций Украины и шквал материалов и почты, в буквальном смысле обрушившийся после этого заявления на редакцию “Хадашот”, в некоторой степени отвлек нас от перспективы сооружения ЕОЦ-ЕОКЦ-МПОЦ “Наследие” в Бабьем Яру. Ведь между прочим, абсолютно синхронно с провокационным заявлением Совета прошла пресс-конференция Ильи Левитаса и Генриха Фильварова, посвященная обновлению “Наследия”. Но не волнуйтесь, дорогие читатели — мы “держим руку на пульсе” и в этом случае! Свидетельством чему служит данный материал.

В последнее время сложилось впечатление, что кипучая деятельность авторов и защитников проекта еврейского общинного (в некоторых трактовках — общинно-культурного либо мемориально-просветительского, но все равно общинного) центра “Наследие” пошла на спад.

В самом деле, комитет “Джойнт” занялся кадровыми перетасовками в пределах Украины, а еврейские лидеры-адепты “Наследия” пытались созвать Съезд (он же Великий Хурал, он же Курултай…) евреев всея Украины с целью формального возведения в царский ранг одного из руководителей упомянутого Совета (не будем указывать пальцем на конкретную персону — оную все и без того знают), который стал бы Великим, Грозным, Ужасным и Беспощадным повелителем всего украинского еврейства в рамках нациокультурной автономии. Ну, скажите на милость, до “Наследия” ли тут?!

Закрытая (от народа) презентация

А вот и ошиблись: именно в этой напряженной ситуации 9 июля, аккурат в тот самый день, когда было обнародовано “антизисельсовское” заявление Совета руководителей всеукраинских еврейских организаций Украины, состоялась пресс-конференция Ильи Левитаса и Генриха Фильварова, на которой упомянутые господа презентовали журналистской братии обновленный проект МПОЦ “Наследие”. Ясный пень, это совпадение является чистейшей случайностью. Как случайностью является и выбор места проведения пресс-конференции — государственное информационное агентство “Укринформ”. Специально для далеких от столичной журналистики людей поясню: путь в данное госучреждение лежит через “рамку” металлоискателя, дверь охраняется мускулистыми “хлопчиками” в униформе, а при входе если не требуют спецпропуск, то (как в случае “прессухи”) по крайней мере записывают все данные вошедшего, вплоть до служебного адреса и телефона.

Короче, лицом к демократии! Организаторы “прессухи” позаботились о том, чтобы туда, значит, попало максимальное количество народа. Не то что “отсталые” руководители общественного комитета “Бабий Яр”, проведшие весной аналогичное мероприятие в Союзе писателей, на входе в который сидит всего лишь бабушка-старушка, не ведущая ну абсолютно никаких списков!!! Входит, кто хочет! Не только журналисты, но и представители общественных организаций, и просто неравнодушные к теме Бабьего Яра люди…

Но это так — лирическое предисловие, не более того. А что же было на самой пресс-конференции? Разумеется, если такими были приготовления, от мероприятия можно было ожидать только чего-то супер-пупер-необычайного. И эти ожидания таки да — целиком и полностью оправдались!

Поразительные “бабьеярские” открытия

Сначала с длинной речью выступил Илья Левитас. Речь его базировалась на двух постулатах: во-первых, на заявлении, что концепция общинного центра творчески переработана по сравнению с первоначальным вариантом, и теперь “Наследие” окончательно превратилось в музейно-мемориальный комплекс, а во-вторых — что переработанная концепция уже согласована с “Джойнтом”. В ответ на мой вопрос Илья Михайлович любезно уточнил, что письмо о согласовании опубликовано в его газете. Запомним все это — пригодится…

Весьма примечательны и некоторые подробности, сообщенные г-ном Левитасом о проекте. Так, он подчеркнул, что 60% площадей в обновленном МПОЦ “Наследие” займут музеи и Исследовательский центр Холокоста. Кроме того, Илья Михайлович не упустил случая лишний раз подчеркнуть, что Бабий Яр был совершенно не в том месте, где собираются строить “Наследие”! Кстати, о гибели украинских патриотов: оказывается, их в Бабьем Яру… не расстреливали! Эти казни производились в гестапо по ул. Владимирской, 33, а гробы с телами казненных вывозили на Лукьяновское кладбище.

Интересно, к чему это было сказано? Очевидно, это следует понимать как тонкий намек, что дубовый крест, установленный представителями украинской заокеанской диаспоры в память Олены Телиги и других украинских патриотов, на “пятачке” вообще ни к месту?! Следует отметить, что представителю киевского “Мемориала”, который все же умудрился проникнуть на “прессуху”, этакий оборот не слишком понравился…

Впрочем, г-н Левитас необдуманно зацепил не только украинцев. К примеру, он заявил, что памятник погибшим цыганам планировали установить там, где расположен торговый павильон на ул. О. Телиги. Вот тут уж я могу сослаться на личное знакомство с автором “Цыганской кибитки” — со всемирно известным архитектором Анатолием Игнащенко. Мы как раз познакомились в ходе “цыганской эпопеи”, и уж я-то совершенно точно знаю, что кибитка планировалась автором именно на пресловутом “пятачке” перед “советским” памятником жертвам трагедии — до сих пор в том месте фундамент выходит на поверхность в виде бетонной площадки! И никакого торгового павильона там нет и в помине.

И вновь антисемитизм!

И все же наиболее раздраженно Илья Левитас отнесся к немцам в лице сопрезидента Конгресса национальных общин Украины Георгия Мозера, в числе других поставившего свою подпись под обращением КНОУ к руководителям нашей страны. Мол, немцы виновны в трагедии Бабьего Яра, а теперь немец же будет указывать евреям, где последним строить общинный центр — как вам такое нравится?!

Не нравится. Совершенно. Поведение г-на Левитаса. Все дело в том, что евреи, к сожалению, далеко не во всем бывают идеальны и ведут себя достойно, чему есть немало исторических примеров, зафиксированных, в том числе, в Торе и ТаНаХе. К примеру, нельзя сказать, что когда десять сыновей Якова-Израиля решили убить брата своего Йосефа, а одиннадцатый всего лишь предложил продать его в рабство проезжим мидьянитянам (а ведь все они — основатели колен Израиля, уважаемые личности!), это пример достойного поведения. Нельзя считать, что если бы какой-то мидьянитянин сказал им: “Мальчики, что вы делаете с братом своим?!” — то он вел бы себя антисемитски. Итак, нельзя забывать простой вещи: отнюдь не всякая критика поведения евреев коренится в антисемитских убеждениях критикующего.

А вот г-н Левитас как раз забывает это простое правило! И фактически приравнивает мотивацию г-на Мозера к мотивации Гитлера, Геббельса, Гиммлера и прочих нацистских подонков. А это значит: кто вместе с Георгием Мозером, тот также антисемит и подонок! Например, тот же Иосиф Зисельс, вместе с Мозером подписавший упомянутое обращение, автоматически становится самым поганым монстром — “антисемитом из евреев”. (Вспомните, что в “антизисельсовской” кампании Совета руководителей всеукраинских еврейских организаций обвинение в пособничестве разжиганию антисемитских настроений фигурирует…) А если противодействовать “Наследию” станут украинцы (например, какой-нибудь из Рухов, общество “Мемориал”, фундация им. Ольжича…), им можно припомнить еврейскую резню, учиненную козаками Богдана Хмельницкого. Есть что поставить в вину и полякам, и грекам, и другим народам, представители которых проживают в Украине… Для каждого сверчка таким вот образом найдется свой убийственный аргумент. Замечательное оружие в войне за “Наследие”!

Илья Левитас говорил еще много интересных вещей. В частности, раздраженный тем, что защитников концепции МПОЦ “Наследие” постоянно обвиняют в желании “потанцевать на костях”, Илья Михайлович не выдержал: мол, почему в общинном центре обязательно нужно танцевать?! У еврейской общины есть и другие потребности — например, хоронить усопших… Следует признать, похороны — это как раз тема для Бабьего Яра, ничего не скажешь!

В другой раз г-н Левитас милостиво похвалил “протестантов”: протесты, мол, всегда полезны, вон против реконструкции Майдана Незалежности и строительства у стен Софии люди тоже протестовали… Эх, жаль, рядом с Ильей Левитасом не было Ларисы Скорик (а организаторы “прессухи” обещали!..) — она бы порассказала об упомянутых протестах много чего интересного.

Старые песни о главном

Но это все уже мелочи. Мы же попытаемся разобраться в переработанном и обновленном проекте МПОЦ “Наследие”, который презентовал другой участник пресс-конференции — академик Генрих Фильваров. Забегая наперед скажу, что г-н академик не только очень хвалил не согласных с проектом “протестантов”, не только благодарил их за критику, позволившую коренным образом улучшить концепцию и наполнение МПОЦ “Наследие”. Он также высказал ценную мысль: проект “Наследие” в его современной (подчеркиваю!) версии следовало бы издать отдельной брошюркой, дабы прекратить всевозможные спекуляции на тему “танцев на костях” и прочие обвинения. А покамест проект передан в газету Киевской горгосадминистрации “Хрещатик”, где он будет опубликован в ближайшее время.

В течение 3-х недель я регулярно покупал упомянутый “Хрещатик”, просматривал его номер за номером, но публикации проекта МПОЦа в нем так и не нашел. Поэтому чтобы рассказать об обновленном “Наследии”, придется обойтись копиями “Поэтажных планов” Центра, добытыми после “прессухи” у коллег-журналистов. Рассмотрим эти планы вместе с академиком Фильваровым подробнее.

Сразу хочу предупредить: даже у самых хладнокровных читателей при этом может отвалиться челюсть — так что берегите зубки, господа! Прежде всего, вызывает удивление площадь, отведенная в составе МПОЦ “Наследие” под музейный комплекс. Помните упомянутое заявление Ильи Левитаса о том, что музейный комплекс и Исследовательский центр Холокоста займут 60% площадей центра? А вот из “Поэтажных планов” следует, что 3 музея (Бабьего Яра, Холокоста и истории евреев) вместе с Исследовательским центром Холокоста размещаются на самом маленьком по площади уровне — подвальном. Да и то они занимают не всю его площадь: тут же будут музейный дворик, молельный зал и технические помещения. Но даже если предположить, что дворик, молельня и техпомещения — это тоже музей, и что подвал можно будет еще расширить до размеров остальных этажей, все равно получается, что все музеи, вместе взятые, займут 1 уровень из 4-х — т.е., всего-то 25% площади, а никак не 60%.

Короче, дело ясное: дважды два в головах сторонников МПОЦа — не просто пять, а пятнадцать!!! Но если бы это было первым и последним “сюрпризом” обновленной концепции “Наследия”… Так нет же! И дело не в двух огромных залах, в которых, как нас уверяют, никаких концертов и танцев не будет. (Кстати, г-н Левитас по этому поводу философски заметил: нельзя голословно обвинять сторонников проекта в желании “танцевать на костях”, надо сперва дождаться, пока МПОЦ будет построен, а вот если тогда кто-то увидит, что в центре танцуют — тогда и обвиняйте…) И не в том, что один из залов называется “Многофункциональным” без уточнения многообразия функций. Дело в других, совершенно новых подразделениях, появившихся в центре “Наследие” усилиями разработчиков.

Что такое удачный пиар?

Например, это “Центр общинно-общественных связей”, по размерам лишь немного уступающий “Многофункциональному залу”. А он-то зачем нужен в составе МПОЦ?! Как журналист, поясняю несведущим: всевозможные ЦОСы (или как здесь — ЦООС) используются для проведения широких пиар-кампаний (от английского PR — Public Relations, буквально “общественные связи” или связи с общественностью) в пользу организации, про которых они существуют. Если хозяином наследия будет “Джойнт” — здешний ЦООС будет пиарить “Джойнт”. Если на территорию центра будут допущены еврейские организации, поддержавшие его строительство — ЦООС будет пиарить эти еврейские организации.

Другой задачи у ЦООСа нет, кроме как организовать выпуск информбюллетеня (газеты, журнала, телерадиопередачи, веб-сайта) под названием, скажем, “Голос из Бабьего Яра” или “Новости Бабьего Яра” — на выбор по вкусу заказчика. Здесь последуют сладкие рассказы о том, что на этом самом месте никого не убивали, а от финансовой помощи из Америки здешним евреям — одни сплошные блага, поэтому спасибо тем-то и тем-то за нашу счастливую старость. И давайте того-то и того-то продвинем в народные депутаты, а то, глядишь, и в президенты… 2004-й и 2006-й годы, а значит и президентские, и парламентские выборы на носу, граждане евреи, так что тянуть с “Наследием” (и, соответственно, с мощным ЦООСом) — смерти подобно.

Есть в МПОЦе и другие подразделения, предназначенные помочь выполнению этой же задачи. Например, таковым является немаленький “Мультимедийный центр”, граничащий сразу и с “Многофункциональным залом”, и с ЦООСом, и с “Общинно-просветительским комплексом”: это все размещается на трех надземных этажах в одном крыле. Если в этом комплексе присутствует ЦООС, становится очевидным, какого рода “просветительские” задачи тут будут решаться.

Квинтэссенция скудоумия

Но и это еще далеко не все прелести обновленного МПОЦа. Например, на 1-м этаже будет расположена… “Благотворительная столовая”! Помните пламенные заверения адептов проекта, что в центре будет только крошечная кафешка для сотрудников? Так вот, мановением карандаша это мини-кафе превратилось теперь в немаленькую благотворительную “обжорку”, где одинокие старики, лучше всех помнящие об ужасах Бабьего Яра, смогут отныне хлебать бесплатный супчик. Такая вот история о чечевичном хлебове, господа евреи… Короче, запасайте большие-пребольшие ложки и готовьтесь ходить кушать в Бабий Яр!

Кстати, тут же будет и “Центр организации социальной поддержки”. Может, я чего-то не понимаю, но по-моему, авторы обновленной концепции МПОЦа хотят видеть в Бабьем Яру центральный Хесед Украины…

Не могут вызвать ничего, кроме слез умиления, и “Классы по изучению и возрождению традиционных еврейских ремесел”. О-о-о, это просто замечательно! Представьте себе нашу еврейскую молодежь, которая приходит в Бабий Яр на курсы кройки и шитья с помощью машинки “Зингер”, подумайте, сколь заботливо будут отделываться в этих классах кипы, талесы. Представьте учеников ювелиров за изготовлением ритуальных предметов… А может (кто знает!) и переписчиков Торы…

Но все же самым поразительным завоеванием тех, кто пересматривал концепцию МПОЦа, является “Центр помощи материнству и детству” на 2-м надземном этаже! Это уже, как было сказано в известном анекдоте, во-обшэ-э-э… Представьте нормальную (в здравом уме) еврейскую мамеле, приведшую свое драгоценное чадо на консультацию в бабьеярский Центр помощи материнству и детству! А из окна — прекрасный вид на “советский” памятник, увенчанный фигурой женщины со скрученными за спиной руками, которая склонилась к лежащему на ее коленях младенцу…

Это нормально?! Это ненормально!!!

Впрочем, на возмущенные и едкие вопросы журналистов по поводу “помощи материнству” в Бабьем Яру г-н Фильваров ничтоже сумняшеся пояснил: Центр помощи материнству и детству будет заниматься… судьбой погибших здесь матерей и детей! Но к чему тогда слово “помощь”?! Или имеется в виду “помощь” нацистов, которые сбрасывали крохотных деток в провал яра живыми?.. Такая вот история с географией…

***

Итак, приходится констатировать, что попытки доработать и улучшить проект МПОЦ “Наследие” ни к чему хорошему не привели. А если, как утверждает г-н Левитас, “Джойнт” вдобавок уже согласился с доработанной концепцией — значит, именно эта организация взяла на себя ответственность за возмутительные нововведения, речь о которых шла выше. Но, видимо, слово “Наследие” является для чьих-то ушей слишком сладким, чтобы эти люди отважились раскрыть глаза и посмотреть правде в лицо.

К глубочайшему сожалению…

Тимур Литовченко


Мемориально-просветительский общинный Центр “Наследие”
(Поэтажный план, язык и стиль оригинала сохранены)


1 - Музей Бабиного Яру, музей Холокосту; музей iсторiї євреєв України
2 - Вiдкритий музейний дворик
3 - Дослiдницький центр Холокосту
4 - Молельний зал
5 - Технiчнi примiщення








1 - Атрiум та вестибюль
2 - Багатофункцiональний зал
3 - Центр общинно-громадських зв'язкiв
4 - Благодiйна їдальня
5 - Конференц-зал
6 - Вiдкритий музейний дворик








1 - Атрiум та вестибюль (друге свiтло)
2 - Мультiмедiйний центр
3 - Общинно-просвiтницький комплекс
4 - Общинно-дослiдницькi програми
5 - Конференц-зал
6 - Бiблiотека
7 - Центр допомоги материнству та дитинству
8 - Класи по вивченню та вiдродженню традицiйних єврейських ремесел








1 - Атрiум та вестибюль (третє свiтло)
2 - Общинно-просвiтницький комплекс
3 - Центр органiзацiї соцiальної пiдтримки
4 - Адмiнiстрацiя
5 - Центр органiзацiї студентської та громадської дiяльностi
6 - Бiблiотека








Замiсть коментаря

Мирослав ПОПОВИЧ, директор Iнституту фiлософiї НАНУ, спiвголова громадського комiтету “Бабин Яр”:

— Наш громадський комiтет, який займатиметься справою повернення i вшанування пам’ятi жертв Бабиного Яру, склався на початку 2003-го р. Обрали трьох спiвголiв — окрiм мене, це Iван Дзюба та Семен Глузман, — також вiдповiдальним секретарем обрали Вiталiя Нахмановича та й почали працювати.

Чим же ми надихалися, чому взялися за це? Насамперед, треба зазначити неймовiрний факт: вже майже 60 рокiв минуло пiсля закiнчення вiйни, i за цi 60 рокiв окрiм вельми сумнiвного за смисловим навантаженням радянського пам’ятника, у Бабиному Яру, власне, нiчого не зроблено. А що таке Бабин Яр? В усьому свiтi це звучить як Маутхаузен, як Треблiнка, як Освенцiм, як Майданек. Упродовж iсторiї радянської влади було зроблено усе, щоби це мiсце не нагадувало людям про вiйну. Починаючи з того, що у повiдомленнi ще воєнного часу про розстрiли слово “євреїв” рукою Молотова було виправлене на “радянських людей”. I кiнчаючи Куренiвським потопом, який став результатом руйнування споруди, що мала на метi перетворити Бабин Яр на таку собi нейтральну площину посеред Києва.

Але як виявилося, це лише передiсторiя. Вся подальша робота у цьому, можна сказати, сакральному мiсцi велася дуже хаотично, поспiхом. Ну, хто знає, що на мiсцi протитанкового рову, де розстрiлювали в’язнiв Сирецького концтабору i радянських вiйськовополонених, отже по їхнiх кiстках проходить зараз вулиця Олени Телiги i траса тролейбусу?! Є невеличкий пам’ятничок цим нещасним людям, але ж вiн абсолютно випадає з усього цього комплексу! Отже, треба звести увесь цей комплекс воєдино, зробити так, щоби все воно виглядало по-людськи.

Сталося так, що на початку своєї дiяльностi наш комiтет одразу вступив у конфлiкт з однiєю з єврейських органiзацiй, яка вже розпочала якiсь попереднi роботи на територiї Бабиного Яру, маючи на метi у подальшому побудувати культурний центр. Зараз вiн називається iнакше — Меморiально-просвiтницький общинний центр “Спадщина”. Але ж у поданнi, зробленому єврейськими органiзацiями Києва столичнiй владi, для власне музею вiдводиться тiльки невеличка частинка! А за основним своїм призначенням, якщо судити з цих планiв, це буде не музейний комплекс, не меморiал, а культурний, общинний центр. Саме таку функцiю виконуватиме бiльшiсть його примiщень та пiдроздiлiв, саме рiзного роду культурнi заходи можуть у цих примiщеннях проводитися. Ну, кому могло би спасти на думку зробити культурний центр, скажiмо, в Майданеку?! А якщо хтось i додумається до цього, то вся Польща повстане проти таких задумiв!

Власне кажучи, нас, хто виступає проти побудови “Спадщини”, не так вже й багато, але не так вже й мало. Серед нас є рiзнi люди: i євреї, й українцi, й люди iнших нацiональностей, люди рiзних професiй та поглядiв. Але всiх нас об’єднує почуття елементарного такту: все мусить бути на своєму мiсцi! Це прекрасно, якщо “Джойнт” побудує у Києвi культурний центр, проте вiн не може стояти там, де людей розстрiлювали або де вони томилися в очiкуваннi смертi, або коїлося щось iнше, пов’язане зi знищенням людей.

Що ми вже зробили? По-перше, на картi Києва треба було вiдновити iсторичний Бабин Яр. Спiвробiтники Музею iсторiї Києва та iншi фахiвцi взялися за це. Нинi вони точно встановили, де були усi вiдгалуження Бабиного Яру. Всупереч певним твердженням, що яр був в iншому мiсцi, ми зараз абсолютно точно, посилаючись на топографiчнi карти Києва 1923-го, 1954-го рр., на iншi документи, абсолютно впевнено можемо сказати, що пiвденнi вiдгалуження Бабиного Яру виходили аж за той радянський пам’ятник, який стоїть тут нинi! Отже, ця територiя — то iсторичний Бабин Яр, тут вiн був.

По-друге, треба було заново пiдняти всi матерiали, що мiстяться у спогадах та iнших документах, про тi страшнi днi, коли пiд кулями нацистiв полягло 100 тис. євреїв, та якнайточнiше реставрувати маршрут руху людей, якi йшли на розстрiл, включаючи кiнцевий пункт. Така задача у повному обсязi, мабуть, не може бути виконаною нiколи, бо розстрiли тривали на протязi всього часу окупацiї, i зараз точно сказати, де, хто i у якi днi перебував, де i що вiдбувалося, неможливо. Проте вести мову про певне наближення, про бiльшу чи меншу долю ймовiрностi можливо. Так от, з максимальною вирогiднiстю можна стверджувати, що принаймнi значну частину людей, якi загинули у днi єврейських розстрiлiв восени 1941-го р., проводили з району кладовищ до пiвденних вiдгалужень Бабиного Яру i там розстрiлювали.

Ця робота ще не закiнчена. Крiм того, були й iншi мiсця розстрiлiв, так… Але в усякому разi, є декiлька свiдчень, що можуть бути реконструйованi саме таким чином, що розстрiли вiдбувалися тут. Ймовiрнiсть такого маршруту надзвичайно висока, i цього достатньо, аби ми вважали цю територiю священною. Це — як шлях до Голгофи! Останнiй пролягає у Схiдному Єрусалимi, в його арабськiй частинi, i каменi цього шляху вiдшлiфованi руками незлiченної кiлькостi паломникiв. Так же мусить бути i тут, у Бабиному Яру. Але ж хiба для увiчнення пам’ятi загиблих треба ставити тут культурний центр?!

По-третє, ми знаємо, що треба з’ясувати питання з пробами грунту. Як ми знаємо, проби грунту брали з глибини максимум 5 м. Враховуючи те, що схили яру обвалювали лопатами або пiдривали динамiтом, аби присипати трупи, потiм їх розкопували, щоби спалити, а пiзнiше ця територiя була замулена, проби грунту треба брати глибше: з глибини 7, 8 а то й 10 м! До того ж, для вiдновлення iсторичного профiлю Бабиного Яру потрiбнi аерофотозйомки — зараз рiвень технiки це дозволяє. За рiзницею у рiвнях рельєфу, позначених на картах 1923 i 1954 рр., можна приблизно сказати, де найбiльше яр розширився — а вiдтак де його кромки були штучно обваленi. Аерофотозйомка це додатково пiдтвердить.

Але як би там не було, вже зараз можна впевнено говорити, що дiлянка, вибрана представниками “Джойнту” для будiвництва центру “Спадщина”, знаходиться майже посерединi територiї, призначеної для масових розстрiлiв, i перекриває один iз схiдних прияркiв Бабиного Яру. То чи можна тут будувати центр?!

Головна небезпека полягає в тому, аби “Джойнт” та тi, хто пiдтримує проект, знов не зробили iз цього темної iсторiї. Усе має вiдбуватися вiдкрито, прозоро. Ми повиннi знати, що вже вiдбулося i що планується надалi, який меморiал тут задуманий, як вiдбуватиметься конкурс i таке iнше. I найпершим громадським обов’язком ми вважаємо те, щоби єврейський культурний центр, про який так багато говорилося, був обов’язково споруджений — але в iншому мiсцi.

Зараз вiдбуваються активнi спроби пристосувати нормальнi установи, вiддiли культурного, общинного центру пiд те, що називається меморiалом. Але воно не лягає туди! Я розумiю, наприклад, що в нормальному центрi може бути, скажiмо, той же Центр допомоги материнству i дитинству, куди приходитимуть молодi мами i де їх консультуватимуть фахiвцi, як годувати й виховувати дитину, як її доглядати. Але зробити це на територiї Бабиного Яру?! Це вище мого розумiння. Щонайменше, це безтактно. Я мiг би знайти i сильнiшi вирази, проте обмежуся цим. I про такi спроби громадськiсть теж мусить знати.

Загалом-то людей, якi будь-що пiдтримують iдею будiвництва цього центру, я розумiю i щиро їм спiвчуваю. Це вже лiтнi люди, вони усе життя чекали, доки на згадку про жахливу трагедiю Бабиного Яру буде побудоване бодай щось… I от дочекалися — проекту “Спадщина”, пiд який вже зiбранi грошi. Отже, цi люди готовi пiдхопити все, що їм нарештi дають, не надто заглиблюючись у деталi. Головне, є грошi, є плани, тож давайте побудуємо, а потiм вже розберемося, чим наповнити цю будiвлю. У мене просто язик не повернеться звинуватити у чомусь цих людей.

Але ж йдеться про iншi речi! I такi речi не можна робити поспiхом! Рiшення про будiвництво приймається без належних дослiджень. Проект вiдкрито не обговорюється. А це ж справа усiх киян!.. У будь-якому мiсцi цивiлiзованої Європи таке уявити неможливо: як правило, такi речi обговорюються усiєю громадою, а рiшення кулуарно не приймаються.

Записав
Тимур Литовченко
10.07.2003 р.

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Всi права застереженi у відповідності до Законодавства України. При використаннi посилання є обов'язковим. (Хоча всiм вiдомо, що "копi-райт" розшифровується або "копiювати праворуч", або "зкопiйовано вiрно", тож до збереження авторських прав нiхто серйозно не ставиться... А шкода!)
Якщо Ви знайшли цю сторiнку через якусь пошукову систему i просто вiдкрили її, то скорiш за все, нiчого не знаєте про автора даного тексту. Так це легко виправити, мiж iншим! Давiть тут, i все…