Какие мы, евреи?..

Попытка краткого самоанализа

Один из самых приятных моментов в работе журналиста — читать письма, приходящие от читателей. Письма бывают благодарные, критические, сумбурные — короче, всякие. И все же, повторяю, читать их всегда приятно: во-первых, если на твою работу обращают внимание настолько, чтобы написать и отправить письмо — это уже хорошо; во-вторых, всегда приятно пообщаться с умными людьми — даже в одностороннем порядке, читая их послания.

А самое-самое приятное — это когда в почте попадается письмо, наталкивающее на новые размышления. Недавно я как раз получил такое вот мнение (публикуется полностью, без редактирования):

Май, 2003

Уважаемый главный редактор
уважаемой газеты “Хадашот”
Тимур Литовченко.

У меня в руках №4(97) апрель 2003 г. газеты. Как всегда номер интересный, читаем всей семьей “от корки до корки”. Часто встречаю публикации в разный газетах Семена Авербуха, кандидата исторических наук. Читаем его с интересом и удовольствием. С таким же чувством прочел главу из его книги, опубликованную “Хадашотом”: “Нужен ли незалежной Украине свой Биробиджан?” Очень хорошо он описал культурную жизнь евреев здесь. Он еще не упомянул множество журналов разной “толщины” и размеров (“Лехаим”/Москва, “Егупец”/Киев), газет, бюллетеней и мн. др. Слава Богу и Украине новой!

Но меня возмутила пара фраз в статье. Не много ли взял на себя автор, написав (“расписавшись” за десятки тысяч людей, тем самым еще и оскорбив (нехотя) и стариков, и молодых, и дав пищу антисемитам, вроде директора МАУП и его журналу “Персонал”):

1. “Стариков, кроме гуманитарной помощи и хорошего концерта… ничего не интересует”.

2. “Еврейская молодежь, которой очень мало, в основном ассимилирована. Большинство мечтает получить образование и покинуть страну”.

“Вот какая подлая еврейская молодежь! — скажет директор МАУПА (не хочу осквернять рот его фамилией), — Вот какие алчные старики-евреи!” Читаю свежий номер “Киевского региона”, стр. 5. Виктор Медведчук: “Имею дочь, она учится в Швейцарии, студентка Женевского университета”. Назвать еще сильных мира сего, чьи детки учатся за бугром? Наше образование ценится выше закордонного! Почему же ИХ дети не здесь? Что их из-за 5-й графы не приняли в ВУЗ? Вернутся ли они домой работать на нашу неньку, — узнаем позднее.

С. Авербух перегнул и должен в газете (в книге) извиниться! Кандидаты наук тоже должны думать над словом, “брошенным в массы”.

Дубинский Михаил Борисович,
инженер, ветеран войны и труда,
инвалид, автор 3-х поэтических сборников

P.S. Ув. Главред, прошу Вас быть внимательней и взыскательней при подборе публикаций, невзирая на лица.

Прежде всего, насчет претензии к главному редактору. Не знаю, обращают ли внимание читатели на самую нижнюю часть 8-й страницы, но среди прочего там печатается следующая фраза: “Газета публикует материалы, не всегда совпадающие с мнением редакции”. Такую же точно фразу можно найти в любом другом печатном издании. Почему? Это не “стандартная отмазка” на все случаи жизни, как можно было бы подумать. Просто истиной в последней инстанции обладает только Бог, тогда как все наши авторы — простые люди, а любой из людей несовершенен, в чем-то он да ошибается или же просто неточен.

Вот поэтому идеального, “беспогрешного” автора или журналиста найти невозможно даже теоретически, не то что практически. Потому издания и предоставляют возможность высказаться по одному и тому же поводу разным людям, потому и публикуют те или иные материалы, даже если с чем-то несогласны. Если досточтимый Михаил Дубинский возьмет на себя труд перечитать редакционное предисловие к статье Семена Авербуха, то убедится: действительно, редакция не во всем разделяет позицию автора. Тем не менее, с нашей точки зрения, опубликованные письмо и очерк г-на Авербуха представляют огромный интерес как попытка анализа ситуации со съездом евреев. Эти соображения в конце концов перевесили наши разногласия, результатом стала публикация сокращенного варианта очерка.

С другой стороны, лично я не согласен и с некоторыми оценками самого г-на Дубинского, но, как видите, его письмо также опубликовано. Да, Семен Авербух слишком уж категорично выразился насчет стариков: здесь как бы “стригутся под одну гребенку” АБСОЛЮТНО ВСЕ пожилые евреи. Возможно, г-ну Авербуху в самом деле следовало бы написать хотя бы “часть стариков” или “многих стариков”. Но насчет сути…

Сравните хотя бы количество пожилых евреев, выстраивающихся в “продуктовую” очередь в хеседе, с количеством посетителей синагоги. Угадайте, где собирается больше народу? Впрочем, гадать не нужно: сравнение явно не в пользу синагоги.

Или другой пример, известный мне не понаслышке. Бывшая сотрудница моей матери, такая же еврейка-пенсионерка не так давно предложила ей совместно посещать одну из киевских синагог. При этом она проговорилась: оказывается, за такие посещения ей… платят деньги! Пожилой даме скучно отбывать “положенное” время даже за плату, и она предложила моей матери ходить в синагогу вместе, чтобы иметь лишнюю возможность встретиться и дружески пообщаться (пока другие молятся), да еще и деньги получить… Такое вот “проявление любви ко Всесильному” по сходной цене!

Намеренно не называю ни имени этой женщины, ни синагогу, потому что история эта ужасно позорна, даже если такой прецедент единичен. Тем не менее, это жестокая правда. Гораздо более жестокая, чем фраза Семена Авербуха о стариках. Разумеется, по одному случаю нельзя судить обо всей еврейской общине Киева или Украины. Да только у евреев всегда получалось так, что за ошибки одного расплачивались все. Из-за чванливой гордости царя Шауля много лет спустя миру явился антисемит Гаман, оклеветавший весь народ. Из-за поведения царя Шломо раскололось Израильское царство…

Наконец, вопрос в том, кто станет судить. Мы, евреи уж как-нибудь все поймем и разберемся между собой, однако нет никакой гарантии, что о наших “внутренних” делах не узнает нееврейский мир. Моя мать, разумеется, отказалась “составить компанию” просительнице, да беда в том, что та могла сделать аналогичное предложение другой еврейке. И наконец — похвастаться перед подругами-нееврейками неожиданным “источником дохода”. А вот как посмотрят на это дело они, узнав обо всем не из газеты даже, а из первых уст… и какие сплетни (как “глас народа”, играющие на руку антисемитам гораздо лучше любой газетной статьи) из этого родятся…

А потому давайте вместе задумаемся над своим поведением, над чистотой наших дел и помыслов. Пусть каждый проанализирует, прочитав оскорбительную для себя фразу: а почему вообще становится возможным какое-либо безобразие, если рядом нахожусь я, такой правильный и сознательный? И что конкретного сделал я, чтобы исправить подобные “искривления”… Подумайте над этим, дорогие читатели! Крепко подумайте.

Что же касается молодежи, то ситуация вообще не в пользу г-на Дубинского. Прежде всего, как раз здесь Семен Авербух пишет не о всех молодых людях, а о “большинстве” молодежи. Значит, есть “неосновная” часть неассимилированной молодежи, и есть “меньшинство”, которое не желает покидать Украину. Да, можно не соглашаться с количественными оценками г-на Авербуха (кого именно больше: ассимилянтов или сознательных молодых людей). Но что вокруг достаточно много людей с, так сказать, “спящей еврейской душой” — думаю, очевидно любому: мысль “не высовываться” из общей массы “советского народа” вколачивалась нам в головы 70 лет. Попадаются, к сожалению, даже такие, кто пойдет на все, вплоть до подделки документов и разрыва с живыми родителями, лишь бы “отсечь” еврейские корни.

А положение о тех, которые только и мечтают “получить образование и покинуть страну”, блестяще иллюстрирует сам Михаил Дубинский, цитируя по газете “Киевский регион” Виктора Медведчука. Действительно, к чему учиться в Швейцарии, раз отечественная система образования, в отличие от западной, дает мощнейшую общеобразовательную базу, позволяющую человеку успешно работать в любых условиях и совсем необязательно по профильной специальности? Наверное затем, чтобы получить диплом, признаваемый в других странах. А это — косвенное свидетельство дальнейших жизненных намерений с видами на “зарубежный рай”. Но тогда в чем суть возражения Михаила Дубинского? Разве Семен Авербух пишет не о том же?..

В общем, по большому счету, проверку выдерживает лишь первое замечание г-на Дубинского, да и то с некоторой натяжкой. Вывод: особое внимание все мы, вся община должна уделять нашим потомкам — детям и внукам. Ведь будущее украинского еврейства — в них! Давайте вместе позаботимся о том, чтобы они выросли достойными великих предков, родившихся на украинской земле: БЕШТа, Алтер Ребе, Владимира Жаботинского, Шолом-Алейхема, Голды Меир и многих, многих других. А для этого и мы сами должны беречь как величайшую драгоценность свое еврейство. Только так еврейская община Украины выйдет из нынешнего кризиса, станет сильной и самостоятельной.

Тимур Литовченко

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…