Проблема
ПРОБЛЕМЫ СХОДНЫЕ —
ЗНАЧИТ, И РЕШАТЬ ИХ ВМЕСТЕ!
Председатель профсоюза автосельхозмашиностроения Украины (АСМУ) Владимир Зленко запомнился мне своим выступлением на собрании-митинге, посвящённом первой годовщине Всеукраинской акции протеста, которое прошло в Доме профсоюзов 17-го октября текущего года. Владимир Зленко тогда как раз вернулся из Москвы, где завершил работу внеочередной съезд профсоюза работников АСМ Российской Федерации. На съезде была принята телеграмма, в которой профсоюзы России в лице Михаила Абрамова, Беларуси (Александр Бухвостов), Казахстана (Нелли Салиханова) и Международного объединения профсоюзов автосельхозмаш (Александр Каширин) приняли телеграмму-обращение на имя Леонида Кучмы, Александра Мороза и Валерия Пустовойтенко, в которой выразили солидарность и поддержку “активным действиям профсоюзов машиностроения оборонного комплекса Украины и их требований по принятию необходимых мер по своевременной выплате заработной платы, защите и развитию отечественного машиностроения, обеспечению социальных гарантий трудящихся предприятий”. Это неординарное, на мой взгляд, событие и послужило поводом для встречи с Владимиром Зленко.
— Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея принятия телеграммы-обращения от имени съезда профсоюзов АСМ к Президенту Леониду Кучме, спикеру Парламента Александру Морозу и премьер-министру Валерию Пустовойтенко?
— На съезде речь шла о том, что в некоторых регионах России, — правда, без участия Центрального совета профсоюзов, — 17 октября, как и в прошлом году, должны были проходить различные акции, потому что ООН определила эту дату как день борьбы с бедностью. Безусловно, приехав в Москву, я сразу же информировал представителей всех стран СНГ о том, что у нас также запланировано проведение собраний и митингов, что мы также пытаемся что-то предпринять, как-то влиять на принятие решений высшими государственными органами. Как реакция на моё сообщение сразу же возникла идея принятия телеграммы, адресованной Верховному Совету, Президенту и Кабмину, в которой выражалась бы солидарность с действиями украинских профсоюзов, а также выражена надежда на то, что высшие государственные органы предпримут необходимые меры по социальной защите трудящихся машиностроительного комплекса.
— А какова ситуация в машиностроении России с точки зрения трудящихся, профсоюза?
— На съезде в Москве обсуждался целый комплекс проблем, в частности проблема низкого жизненного уровня людей. Ситуация у нас и в России примерно одинакова, хотя в этом плане Украина отстаёт от России, жизненный уровень у нас ещё ниже. Много было сказано и о том, что профсоюзы всё ещё слабо влияют на политическую и социально-экономическую жизнь, и в этом вновь проявилось наше сходство.
— Радует то, что профсоюзы стран СНГ координируют свои действия и выступают единым фронтом, пытаясь решить сходные проблемы.
— С профсоюзами стран СНГ мы создали Международное объединение профсоюзов АСМУ, два-три раза в год собираемся. В Украине в этом году мы собирались в Чернигове, проводили пленум и затем провели съезд МОП. Затем был съезд в России. Мы обсуждаем и решаем проблемы, которые возникают.
— А есть ли у вас связи с международным движением в более широком плане? Я имею в виду дальнее зарубежье.
— Мы пытаемся наладить тесные контакты с международным движением, хотя это не всегда получается. Во-первых, это деньги, а у нас их нет. Ведь для того, чтобы вступить в какую-то международную организацию, необходимо платить взносы. Мы не можем пригласить международных представителей для проведения серьёзных исследований в Украине — опять же надо оплатить эти исследования. Тем не менее, профсоюз АСМУ имеет значительно больше этих связей, чем другие профсоюзы. Разумеется, не считая Федерацию профсоюзов Украины — у ФПУ возможности гораздо более обширные.
— И с какими же организациями сотрудничает АСМУ?
— Во-первых, мы сотрудничаем с международной организацией TAIE, которая работает больше в автомобильной промышленности. Мы проводим семинары, последний из которых проходил 13-15 ноября. На нём пирсутствовали представители Бразилии (Сержо Луис Бертони) и Испании (Жозе Карлос Вальехо), с которыми мы обсуждали функции демократических профсоюзов, разделение задач и ответственности между профсоюзами, администрацией предприятий и правительством. Надо сказать, что на семинаре были представители и других украинских профсоюзов — железнодорожники из Одесского территориального комитета, который не входит в ФПУ, и представители солидарных профсоюзов из Харькова. Как видите, мы приглашаем представителей и других профобъединений. Вообще, всем профсоюзам надо быть вместе.
— А с кем ещё поддерживает связи Ваш профсоюз?
— Мы наладили связи с Международной федерацией металлистов. К нам приезжал заведующий отделом Восточной и Центральной Европы, проводил здесь семинар, знакомился с нами. Они и нас приглашают на конференции, например, я был в прошлом году на конференции МФМ по проблемам Восточной Европы в Кракове, выступал с информацией. В марте выступал с докладом на конференции в Германии. Также мы имеем традиционные связи со шведским профсоюзом “Металлист”. 29 ноября я выезжаю в Канаду для того, чтобы наладить связи с профсоюзом машиностроения. До сих пор у нас были непериодические встречи, теперь же необходимо перейти к более тесному сотрудничеству. Ну и с турецким профсоюзом металлистов мы создали Объединение профсоюзов промышленности Евразии. Каждый год направляэм туда людей на учёбу.
— А какова общая цель этих поездок и семинаров? Насколько я понимаю, Украине есть чему поучиться...
— Конечно! Нам ещё столько предстоит учиться... И удивляться этому не надо, потому что в советское время профсоюзы занимались совершенно не тем, чем нужно. Совершенно! И если, например, я уже что-то понимаю, то низовой актив ещё совершенно не знает, что такое мировое профсоюзное движение, чем оно занимается, как работает. Проблем очень много!
— То есть, когда-то по Ленину профсоюзы были “школой коммунизма”, а теперь...
— Теперь они должны стать школой организации трудящихся для борьбы за свои права.
— И чем же заниматься, что делать профсоюзам в современных условиях Украины?
— Что делать... Вот это один главный вопрос: чем заниматься профсоюзам сейчас, когда промышленность стоит? Вот Купянский литейный завод (это Харьковская область) бастовал с 23 октября по 17 ноября. И люди просили ни много, ни мало — всего лишь буханку хлеба в день в счёт заработной платы! А директор завода говорит: 2000 буханок я могу приобрести и раздавать в счёт зарплаты (обратите внимание: в счёт зарплаты!), а 5200 — не могу, у меня денег нет. Вот, люди бастовали из-за буханки хлеба. Итог: завод всё равно стоит, заказов нет. Всё равно: бастуй, не бастуй — заказов не будет. И завод уже никогда не будет работать на полную мощность.
— После поездки в Харьков глава Администрации Президента Евгений Кушнарёв, а также присутствовавшие там советники в один голос твердят: Харьков дал годовой прирост выпуска промышленной продукции 6%, там они видели цеха, заполненные тракторами, другой техникой, в том числе сельскохозяйственной. И у харьковчан сейчас довершенно другое настроение — не бастовать, а работать, работать и работать...
— Цифрами можно умело пользоваться. Если брать в целом Харьков, может, и есть какой-то годичный прирост. А вот Харьковский тракторный завод сделал в этом году всего 600 тракторов. 600 автомобилей “Таврия” сделал АвтоЗАЗ, хотя в прошлом году их выпустили 6000. А в 1991 году они делали 150 тысяч автомобилей! Вот наглядная динамика спада.
Возвращаясь к Харькову, скажу, что проблема там очень тяжёлая. Многие харьковские заводы погибли. Дело в том, что ХТЗ не хочет брать харьковские же двигатели с соседних заводов, потому что эти двигатели низкого качества. Эти предприятия — Харьковский завод тракторных двигателей и завод “Серп и молот”. ХТЗ хочет покупать двигатели за границей, чтобы выгоднее продавать свои трактора.
— Это относится к состоянию отрасли вообще?
— Проблем очень много. И самое главное в том, что государство совершенно отказалось от нашей промышленности. Машиностроение у нас погублено! А кто виноват? Тот, кто проводит жёсткую монетаристскую политику. И что делать профсоюзам в этих условиях? Да бороться с монетаристами и их политикой! Бастовать в современных условиях бессмысленно. Сегодня бастуй, не бастуй, а заказов от этого не прибавится. Да и заводы простаивают что во время забастовок, что без них. Более того: забастовки выгодны как правительству, так и директорскому корпусу — ведь появляется основание не платить людям зарплату! Таким образом, надо внедрять отечественный протекционизм и прежде всего менять политику, переходить от монетаризма к кейнсианству. Но опять же, не копировать всё один к одному. Нужно базироваться на каком-то учении и вырабатывать своё.
— Не могли бы вы объяснить разницу между этими двумя направлениями?
— Оба они были разработаны в капиталистических странах, где была соответствующая база, частная собственность и другое сознание людей. Суть разработанного в США монетаризма состоит в том, что государство не вмешивается в экономику, а занимается только стабилизацией денежной единицы. Действительно, мы добились стабилизации гривны. Но за счёт остановки промышленности! У людей нет денег. Конечно валюта будет стабильной, не будет колебаний курса, потому что люди не работают, не ходят в магазины! Нет движения товаров и денег.
А Кейнс — англичанин, лауреат Нобелевской премии. Он разработал свою теорию, которую внедряла предже всего Великобритания. И кейнсианство делает упор на том, что государство должно прежде всего регулировать потребление и планировать эти вопросы. То есть экономическими методами вмешиваться в жизнь людей. Кстати, в числе прочего Кейнс доказывает, что при большой безработице наступает крах экономики. То есть, если безработица перерастает порог 6%, то при дальнейшем росте этого явления на 1% ВВП упадёт на несколько процентов. Вот связь экономических и социальных проблем.
— А вдруг “заграница нам поможет”? Мы говорили об АвтоЗАЗе, но они же затевают сотрудничество с DAEWOO...
— Никакой “заграничный дядюшка” нас не накормит! Регистрация документов по созданию СП в Запорожье намечено на 3 декабря. Но там очень много вопросов. Ну, начнут они производить автомобили
DAEWOO, но руководство корпорации уже сейчас начинает беспокоиться: а что дальше делать с машинами? Кто их купит? У народа нет денег, граница открыта для иномарок. Значит, конкуренция есть и будет, и запорожцы уже чувствуют, как отечественные дилеры по продаже иностранных автомобилей препятствуют им работать и создавать СП с DAEWOO!— И опять открывается поле деятельности для профсоюзов.
— В том-то и дело, что если решать сегодня вопросы глобально, то необходимо переходить к политическим методам борьбы. Для нас сегодня главное — борьба с курсом, который проводится. Его надо корректировать.
— Потому Юрий Буздуган в Парламенте...
— Да, мы поддерживаем социал-демократов. Я вхожу в первую пятёрку списка СДПУ...
— Простите, какой именно СДПУ: Буздугана или Онопенко?
— СДПУ Буздугана. Я уверен, что мы выйдем на выборы и легко преодолеем 4% барьер. Но даже если мы не победим — всякое может быть! — мы не должны сидеть сложа руки. Мы должны сказать, чего хотим, чего добиваемся. И мы заявляем, что становимся на социал-демократические принципы и будем добиваться социально-корпоративного государства, а не такого, как сегодня — авторитарно-корпоративного. Причём наши корпорации — это не корпорации собственников, а корпорации менеджеров, которые выжимают из собсбвенности то, что им нужно. А сама собственность им не нужна.
— И ещё один вопрос. Сейчас подписано Генеральное тарифное соглашение с профсоюзами. Может ли это событие как-то повлиять на решение о проведении 17 декабря всеобщей забастовки?
— Тут вы обратились не по адресу. Забастовка, намеченная на 17 декабря, и акция, которую проводили профсоюзы 17 октября 1996 года — совершенно разные акции, и проводят их разные силы. 17 декабря всеукраинскую забастовку будет проводить Союз рабочих, а не профсоюзы. А Союз рабочих — это левая коммунистическая организация, и у них главное — это жёсткие политические требования. Профсоюзы их не поддерживают. Мы понимает, что надо менять монетаристскую политику, но в то же время следует соблюдать требования Конституции. Мы не выступаем за смену политического устройства, политическую жизнь страны. Мы за смену монетаристов в правительстве, но в то же время мы понимаем, что другого выхода кроме капитализации Украины, внедрения рыночной экономики нет. Мы уже 70 лет проверяли такую возможность и не достигли успеха.
— А каков всё же Ваш прогноз о влиянии подписания Генерального тарифного соглашения на предстоящую забастовку?
— Это событие никак не повлияет на решение Союза рабочих. А что до Генерального соглашения вообще, то я участвовал в переговорах, возглавлял подгруппу по четвёртому разделу (это социальные гарантии) и могу сказать: этот документ очень обтекаемый, очень неконкретный и никак не повлияет ни на что.
— А зачем тогда было подписывать документ?
— Должны же мы как-то работать с правительством...
— Что ж, Владимир Иванович, мне остаётся поблагодарить Вас за очень обстоятельную беседу и пожелать успеха на выборах-98.
— Спасибо.
Подготовил
Тимур ЛИТОВЧЕНКО
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)