ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО “ЛИЗИНГ”

Всего-то пару лет назад рядовые граждане не имели ни малейшего представления о том, что же такое лизинг. И не мудрено. В доперестроечную эпоху наши мозги были засорены всевозможными “измами”, теперь же им на смену пришли такие же чужеземные “инги”.

Взрослые обыватели попросту отмахивались от очередного новшества. Молодёжь выводила смысл лизинга из глагола “лизать”, отчего слово становилось то смешным, то ужасно неприличным, в зависимости от ситуации. Но всё течёт, всё изменяется, и теперь всё большее количество людей убеждается в том, что лизинг — вещь жизненно важная. Особенно для страны, барахтающейся где-то на дне экономической пропасти.

Впрочем, понятие лизинга у нас чётко не определено даже на законодательном уровне, на что жалуются практики. Стоит ли в таком случае винить народ в невежестве? Вряд ли. Лучше просто заняться элементарным ликбезом.

Итак, говоря научным языком, лизинг — это комплекс имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность и последующей сдачей имущества во временное пользование за установленную плату. Также лизингом называют форму кредитной сделки, при которой один субъект передаёт другому субъкту в пользование имущество на определённый срок и за плату. Объектом лизинга может служить любое имущество, движимое и недвижимое, которое не уничтожается в производственном процессе и не запрещено к свободному обращению на рынке. В лизинговой сделке участвуют:

лизингополучатель — субъект, получающий имущество во временное пользование;

лизингодатель — субъект (обычно юридическое лицо, лизинговая компания), приобретающее имущество для последующей сдачи его лизингополучателю во временное пользование;

— и наконец поставщик — лицо, продающее имущество, которое является объектом сделки.

Вот, собственно, как просто открывается ларчик! Лизинг не имеет ничего общего ни с лизанием, ни тем более с непристойным поведением или каким-либо извращением. Это всего-навсего форма кредитной сделки. В лизинг можно приобретать силовые и рабочие машины, оборудование, разнообразную технику, транспортные средства, из недвижимости — производственные здания и сооружения.

И из всего сказанного следует, что в современных условиях приобрести эту самую движимость или недвижимость зачастую можно лишь путём лизинга. Ибо если у нас и найдётся смельчак, решившийся организовать какое-нибудь производство, а не создать купипродайскую “контору”, ему остаётся лишь щёлкать зубами при виде мощной, совершенной, экономной, но безумно дорогой импортной техники. Поскольку долгосрочную беспроцентную ссуду выдавало лишь АО “МММ” в рекламном ролике из серии “а не купить ли мне ещё акций”, а для получения кредита необходимо либо дать что-то в залог, либо очень понравиться какому-нибудь фонду, выход зачастую один — сыскать “богатого дядюшку”, который приобрёл бы для начинающего производителя вожделенную технику да ещё согласился принять оплату не сразу, а частями, пусть даже с начислением процентов (так называемая маржа). Собственно, в самом общем виде так и выглядит лизинговая сделка.

Кстати, “дядюшка” не обязательно должен быть таким уж богатым, ибо для совершения лизинговой сделки могут привлекаться не только собственные средства лизингодателя, но также кредиты коммерческих банков либо средства, полученные в результате предоставления отсрочек по платежам. Из чего следует, что лизинговая компания зачастую работает в паре с банком. Ярким примером такого симбиоза в отечественных условиях может служить “Лизинговый дом”, являющийся дочерней компанией банка “Украина”.

Более того, может появиться ещё один желательный, но необязательный участник процесса, а именно страховая компания, специализирующаяся на страховании лизинговых сделок. В случае с тандемом “Лизинговый дом”-банк “Украина” риски к минимуму сводит АСК “Энергополис”. Эта компания не только готова в случае чего возместить лизингодателю стоимость оборудования, но также страхует жизнь и здоровье лизингополучателя и работающих у него людей на время заключения сделки.

Каковы же особенности отечественного лизинга? Прежде всего, это уже отмеченная нечёткость определения самого понятия на всех уровнях вплоть до законодательного. Лизинг зачастую путают с обыкновенной рассрочкой. Кстати, иногда это приходится делать намеренно, чтобы обойти явные “подводные камни”, которых, по уверениям практиков, попадается предостаточно.

Далее, лизинговые компании предпочитают работать с иностранными банками. Один из руководителей “Лизингового дома” Евгений Брайковский объясняет такое предпочтение тем, что кредиты отечественных коммерческих банков “короткие и дорогие”, тогда как время осуществления лизинговой операции сравнимо со сроком амортизации оборудования. Например, сельскохозяйственную технику просто невыгодно брать в лизинг менее чем на три года. Ещё лучше растянуть договор лет на пять, что легко могут позволить себе иностранные компании. А вот отечественные — вряд ли.

Вообще, по признанию того же Евгения Брайковского, общий процент, “наворачивающийся” на чистую стоимость приобретаемого в лизинг оборудования, сильно зависит от условий кредитования. В “Лизинговом доме” он колеблется от 15 аж до 55% как раз в зависимости от того, какой кредит будет найден: “короткий и дорогой” (читай: в Украине) — лизингополучатель заплатит по максимуму в максимально сжатые сроки; “долгий и дешёвый” (за рубежом) — покупатель отделается минимальной ставкой и будет чувствовать себя более вольготно.

Может сложиться впечатление, что “богатый дядюшка” вовсе никакой не добряк, а беспощадный грабитель с большой дороги, обирающий соотечественников. И всё же это не так. К примеру, опять же в зависимости от условий кредитования маржа “Лизингового дома” колеблется в пределах 3-8% годовых, так что большая часть накладных уходит всё-таки на погашение кредита.

Но это ещё не всё. Лизинговой компании, работающей в условиях современной Украины, волей-неволей приходится решать ту же задачу, что и остальным гражданам: где взять деньги, которых нет? Имеются в виду деньги как средство платежа, ибо даже если лизингополучатель и заработает с помощью предоставленного ему оборудования кучу денег, это отнюдь не значит, что у него в кошельке заведутся денежные знаки. Бартеризация хозяйства и давальческая схема переработки продукции стали уже притчей во языцех. Особенно это касается наших неутомимых тружеников-крестьян, с которыми до сих пор не рассчитались за прошлогодний и позапрошлогодний урожаи. И в то время как поля укрыты снегом, они уже потихоньку договариваются о поставках ГСМ под будущий урожай.

Так что ситуация, когда лизингополучатель предлагает лизинговой компании в уплату за поставленную технику что угодно: сахар, картофель, зерно, мясо, колбасу, удобрения, бензин, кирпичи, книги и прочее, — довольно типична. Рассчитывать на то, что эта продукция высоколиквидна, вряд ли следует, ибо в этом случае производитель скорее всего продал бы свой товар и, что называется, не морочил бы “богатому дядюшке” голову, а рассчитался деньгами. В итоге лизинговая компания оказывается “нагруженной” вместо денег неликвидным товаром и... Что же делать тогда?

Разумеется, можно просто отказаться от работы, если риски слишком велики, однако в наших условиях это означает практическое сворачивание лизинговой деятельности. Поэтому сам собой напрашивается другой вывод — создавать компании-спутники, которые занялись бы продажей продукции, поступающей в уплату за лизинг. Как раз об этом подумывает сейчас руководство АСК “Энергополис”, которая страхует заключённые “Лизинговым домом” договора. Более того, заместитель генерального директора Виталий Нечипоренко считает, что реализацией сельхозпродукции, полученной в уплату по лизингу, с удовольствием занялись бы и инофирмы, если бы им была предоставлена подобная возможность.

Этот момент весьма существенен, поскольку лизинг сельхозтехники в стране, половина бюджета которой формируется за счёт агросектора, является одним из магистральных направлений лизинговой деятельности как таковой. Возвращаясь к опыту “Лизингового дома”, следует отметить, что хоть эта компания широкопрофильная, более 50% её “портфеля” составляют заказы сельхозпредприятий и даже отдельных фермеров. 65% страховок “Энергополиса” также приходятся на эту область.

Ну и наконец есть ещё одна существенная особенность отечественного лизинга. При ближайшем рассмотрении оказывается, что отечественная техника просто непригодна для передачи в лизинг. Так считает, например, исполнительный директор компании “Украгролиз” Олег Шарф. Он обосновывает свою позицию следующим образом. Полученная на условиях лизинга техника до истечения срока договора не является собственностью покупателя. За неё предстоит расплачиваться не один год. Это подтверждается тем, что в случае банкротства предприятия-получателя техника остаётся в собственности лизингодателя, хотя подобная перспектива малоприятна для любой лизинговой компании.

Итак, чтобы заработать достаточное количество денег и расплатиться по договору, получатель как правило эксплуатирует полученную по лизингу технику на пределе возможностей. Да и сами специалисты по лизингу всячески рекомендуют покупателям усиленную эксплуатацию техники. Но способны ли выдержать такой режим отечественные машины? Зачастую тех, кто предпочёл отечественную технику импортной то ли погнавшись за дешевизной, то ли из патриотических либо иных чувств, ожидает жестокое разочарование. Да, на первый взгляд наше оборудование привлекательнее для лизинга, поскольку гораздо дешевле. Согласно неписаному правилу, условия поставки диктует именно заказчик, и он вполне может “погнаться за дешевизной”. Да и не откуда-то из-за океана предстоит везти машины, а всего лишь из соседней области. И запчасти под боком...

Однако существует такой суммарный критерий, как “стоимость-эффективность”. И поскольку инофирмы, много десятилетий подряд работающие в условиях жёсткой конкуренции, объективно борются за повышение эффективности своей продукции, наша техника серьёзно проигрывает зарубежной именно по этому интегральному параметру. Так что выгоднее купить за границей подороже, зато лучшее. Приведу простой пример: плуг. Материал для лемеха “проклятые капиталисты” додумались делать не двухслойным (с износостойким покрытием), но как минимум трёхслойным, что даёт возможность дополнительно увеличить стойкость покрытия и деталей. Кроме того, с помощью гидравлики можно перенастраивать плуг прямо на ходу из кабины трактора, изменяя ширину колеи и другие параметры. Таким образом, повышается эффективность труда во время вспашки. Об остальной сельхозтехнике, да и о технике вообще можно сказать то же самое.

Так возникает очередной парадокс. Ведь не секрет, что отечественные машиностроители наяву грезят возможностью поставлять свою продукцию своим же соотечественникам по лизингу. За это шла длительная напряжённая борьба в Верховной Раде, увенчавшаяся наконец принятием соответствующего закона. Вот что говорит по этому поводу директор департамента “Украгромаш”, народный депутат Владимир Кравчук:

— Общеизвестно, что реализация техники может сегодня идти только через лизинг. Поставки сдерживались в связи с тем, что практически нельзя было принять какие-либо правительственные документы при отсутствии соответствующего закона. Я думаю, что принятый Парламентом закон о лизинге развязывает руки и для действий правительства. В частности, наш комитет и Аграрная партия настаивали на том, чтобы этот закон был принят до принятия бюджета. Теперь это произошло, и при всеобщей поддержке во время рассмотрения госбюджета была сформирована статья об организации государственного лизингового фонда в размере 290 млн. грн. К сожалению, сегодня реальная минимальная потребность хозяйств хотя бы в отечественной технике составляет 6 млрд. грн., а по лизингу — 2 млрд. грн. В связи с этим нами совместно с МинАПК принято решение о том, что выделенные 290 млн. грн. будут израсходованы в 1998 году на лизинг лишь отечественной техники, и только на поставки тракторов производства ХТЗ и “Южмаша”.

Кроме того, параллельно создаётся ряд лизинговых компаний. Машиностроительные заводы создают лизинговую компанию “Украгромашинвест” с соответствующим уставным фондом, который, я думаю, в ближайшее время будет узаконен постановлением Кабмина. На протяжении года появится возможность привлекать и коммерческие отечественные, и зарубежные кредиты для формирования уставного фонда, после чего можно пересмотреть вопрос и передавать в лизинг также иную технику. Подчёркиваю: средства государственного фонда будут расходоваться только на поставку отечественной техники! Но если зарубежные кредиторы со временем передадут в лизинговую компанию соответствующий объём средств, то последние могут быть использованы целевым назначением для поставку техники, производимой на наших совместных предприятиях.

Однако в отличие от отечественных машиностроителей, лизингодатели не ждут от принятого закона о лизинге ничего сверхъествственного. По их мнению, он вряд ли способен оживить поставки отечественной техники. Полностью разрушенную машиностроительную отрасль, возможно, ещё можно спасти от окончательного умирания. Но совсем другим способом. И это уже тема для совершенно иной беседы.

Тимур ЛИТОВЧЕНКО

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…