“Тягачи” районного масштаба

Обожая создавать трудности, которые затем с превеликим напряжением предстоит преодолевать всем миром, мы не сделали исключения и для отечественного агропромышленного комплекса.

После того, как шаг за шагом наш потребительский рынок был превращён в подобие всемирной свалки некачественных товаров в блестящих упаковках, выпуск отечественной продукции и спрос на неё снизился. Одним из аспектов происшедшей катастрофы явилось то, что Украина утратила возможность прокормить себя, несмотря на наличие богатейших чернозёмов. И наконец словно опомнившись, мы начали поиск средств, способных предотвратить окончательное умирание сельского хозяйства.

В частности, большое внимание уделяется отработке оптимальных форм сельхозпредприятий. Ведь что у нас раньше было? Колхоз — раз, совхоз — два... и обчёлся. Эти виды хозяйств различались формой собственности, но все они функционировали в госсекторе экономики. Теперь же спад производства в общественном секторе более значителен, нежели в частном, в котором, к слову, по некоторым видам продукции в прошлом году даже получен прирост. А раз так, появляются у нас корпорации, ЗАО, частно-арендные предприятия, фермерские хозяйства и так далее. Нельзя сказать, что они растут, как грибы после дождя, но всё же перемены налицо. Довольно свежее постановление КМ ¹ 1288 от 17.11.1997 г. “Об определении базовых районов для отработки моделей рыночных отношений в агропромышленном комплексе” свидетельствует о том, что кабинет Валерия Пустовойтенко уделяет этой проблеме должное внимание.

Среди прочих постепенно приобретает популярность идея создания агроцентра как предприятия с замкнутым циклом “производство-переработка-сбыт”. Например, ЗАО “Украгролиз” разработало инвестиционный проект, предусматривающий создание ряда агроцентров в базовых районах, определённых вышеуказанным постановлением КМ. К настоящему времени компанией уже сформировано 8 пилотных агроцентров, занимающих в общей сложности более 99 тыс. га сельхозугодий, разработаны бизнес-планы их деятельности, отобраны ресурсы ведущих производителей, определены их объёмы и согласованы условия поставок. После получения гарантий Кабмина проект заработает на полную мощность.

Впрочем, “Украгролиз” отнюдь не претендует на роль первооткрывателей данного направления. Агроцентры в Украине создавались и раньше. Достаточно вспомнить агропромышленную корпорацию “Сквира” (Киевская обл.), в состав которой кроме непосредственных сельхозпроизводителей вошли некоторые перерабатывающие (сырзавод, маслозавод) и промышленные предприятия (ОАО “Вентиляторный завод”, “Механический завод”, “Швейник”, “Стройиндустрия”), частично перепрофилированные для обслуживания других предприятий корпорации. Кроме того, в структуре АПК “Сквира” предусмотрены банковское подразделение, диспетчерский и маркетинговый центры, салон-магазин, торговый дом, машинно-техническая станция.

Или другой пример. Американский предприниматель Девид Свири, вместе с женой Тамарой возглавляющий компанию “Киев-Атлантик Украина”, построил в Мироновке (Киевская обл.) современный центр агробизнеса. В настоящий момент в составе агроцентра “КАУ” функционирует элеватор, завод по выработке растительного масла и завод кормовых концентратов. Кроме производства продуктов и кормов, агроцентр также поставляет семена, минудобрения, средства защиты растений, ГСМ, занимается продажей и обслуживанием сельскохозяйственной техники. Уже не за горами пуск третьей очереди сооружений и дальнейшее расширение функций агроцентра...

В чём же привлекательность этой идеи? Да в том, что создание опытного хозяйства, в котором, образно говоря, всё есть — это лишь начало работы и отнюдь не самоцель. Нет, разумеется, для владельцев и работников конкретного хозяйства выгода очевидна. Однако агроцентр в любом случае не есть нечто изолированное, следовательно, он не может не взаимодействовать с другими хозяйствами района.

По мнению руководства “Украгролиза”, агроцентры после их становления должны сыграть роль своеобразных “точек развития” для углубления преобразований, производимых в агропромышленном комплексе района. Для их создания выбираются хозяйства, типичные для данного района, специализирующиеся прежде всего на наиболее выгодных для данного региона видах сельскохозяйственной деятельности. Головным является либо районное агросервисное предприятие, либо мощное КСП, имеющее развитую техническую базу. Остальные предприятия-участники проекта объединяются вокруг головного.

В выбранных базовых хозяйствах сосредотачивается высокопродуктивная импортная техника, закупаются семена высокоурожайных сортов, эффективные средства защиты растений и прочее. Поступающие сюда иностранные инвестиции направляются прежде всего на те виды деятельности агроцентров, по которым в течение 1-2 лет можно организовать высокорентабельное интенсивное производство, способное обеспечивать средствами не только себя, но и выделять их на возрождение других сфер деятельности агроцентра, более ресурсоёмких и имеющих длительные циклы возврата вложенных средств.

Как раз на этой стадии начинается “подтягивание” других хозяйств до образцового уровня агроцентра. Да, у “счастливчиков” сосредоточена передовая техника, об обладании которой другие не смеют и мечтать, но ведь этой техникой можно обработать не только свои угодья, но и поля соседей! Семенами высокопродуктивных сортов и племенным молодняком можно обеспечивать не только себя, но опять же соседей. То же касается и сервисного обслуживания, и передачи прогрессивных сельхозтехнологий, и других видов деятельности. Причём обслуживать можно не только КСП, фермеров и другие относительно крупные структуры, но даже личные подсобные хозяйства. Последнее особенно касается выращивания картофеля, овощей и ягод, которые затем приобретает, перерабатывает и продаёт агроцентр.

При рассмотрении деятельности агроцентра “КАУ” его “подтягивающая” роль куда более очевидна. Ведь создавая предприятие в Мироновке, Девид Свири рассчитывал как раз на свободную торговлю с окружающими, поскольку в составе его центра нет растениеводческих и животноводческих хозяйств. Но такое партнёрство возможно лишь при условии взаимного доверия и взаимной выгоды торговых операций.

— Мне кажется, мы сумели преодолеть огромный разрыв, который когда-то стоял между нашими народами, — так сказал Девид Свири при нашей встрече. — Местные производители стали понимать, что прибывшие из-за океана американцы не враги, а партнёры. Мы не хотим ограбить или взять под контроль Украину. Конечно, не без получения дохода, но мы хотим сыграть положительную роль в развитии вашей страны. Если конкретно — центр торгует с окружающими хозяйствами в радиусе 100 км. Как бы там ни было, а в местную экономику уже вложено $20 млн., и с каждым годом эта сумма должна удваиваться. Может быть, 10% этого капитала уходит, но 90% останется здесь, на этой земле. Я ведь не разберу элеватор и заводы на части и не увезу их обратно за океан! Да, поначалу у людей были опасения насчёт чистоты наших намерений. Но мы работаем над проектом в Мироновке уже 3 года. Сейчас сотни людей обеспечены работой и получают зарплату, причём регулярно. Центр “КАУ” платит более $50 тыс. налогов. То есть, Украина пока ещё ничего не потеряла, и это служит залогом доверия к американской стороне.

К сказанному остаётся добавить, что агроцентр принимал и принимает сельскохозяйственную продукцию по твёрдым расценкам и регулярно расплачивается за неё. А такая политика гораздо привлекательнее, чем “делание долгов” государством, и даёт поставщикам, будь то КСП, фермер или даже частное лицо, долгожданную стабильность. Кроме того, “КАУ” активно сотрудничает с компанией “Агрорось” (Корсунь-Шевченковский), намерена её инвестировать и снабжать ресурсами.

— Идея создания таких структур, как агроцентры, не навязана нашей стране как нечто чужеродное. На основании анализа весь проект “Украгролиза” как бы вытащен естественным путём из того состояния экономики, которое мы имеем сегодня, — таково мнение исполнительного директора компании “Украгролиз” Олега Шарфа. — Нами был изучен опыт предшественников: передвижных мехотрядов, МТС и других, — в плане создания организационных структур и способов их деятельности, и из него взято всё лучшее. Поэтому агроцентр — решение оптимальное. Он строится для того, чтобы в перспективе восстановить хозяйство всего района, а не развить только себя и смотреть, как окружающие тонут. Ведь район как таковой — это достаточно замкнутый агропромышленный комплекс. И прежде были попытки создания районных объединений по разным типам — по профессиональному типу, по взаимодополняемости. В агроцентре все эти оси объединены. Взять ту же МТС. У нас это часть проекта. То есть не просто станция с кучей техники, а имеющая свою землю, управляемая объединением. Её действия всегда согласованы с действиями потребителей. Следовательно, в нашем случае станция никогда не останется без работы и будет развиваться вместе с другими элементами центра. Итак, агроцентр — структура многоаспектная, которая наращивается постепенно и воплощает всю цепочку от выращивания до реализации.

Остаётся надеяться, что агроцентры в самом деле окажутся тем элементом, которого пока не хватает для возрождения важнейшей отрасли народного хозяйства Украины.

Тимур ЛИТОВЧЕНКО

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…