Всё ближе и ближе, и ближе...
Европейский Союз (ЕС) насчитывает на сегодня 15 государств-членов, а именно: Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Греция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (к трём последним странам иногда применяют сокращение Бенилюкс), Дания, Ирландия, Португалия, Австрия, Швеция и Финляндия. В самом широком смысле ЕС создан для экономической, политической и социальной интеграции Европы. Действительно, страны ЕС занимают территорию в 3’337 км
2, что составляет 31,8% общей площади Европейского континента (10’507 км2). Евросоюз фактически охватил почти всю Западную Европу, кроме Швейцарии. В странах ЕС проживают около 369 млн. человек.ЕС берёт начало от Европейского объединения Угля и Стали (Парижское соглашение 1951 года). Римские соглашения 1957 года стали документами, заложившими основу для Европейского Экономического Сообщества и Европейской Комиссии по Атомной Энергии. Так было основано Европейское Содружество. В соответствии с Единым Европейским Актом 1986 года страны-члены Содружества, начиная с 1993 года, должны были ликвидировать внутренние границы, обеспечивая создание единого рынка со свободным движением товаров, услуг, капитала и людей. Правда, пока этого не произошло, но в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года, был создан Европейский Союз, который постепенно приближается к единому экономическому и валютному пространству, в числе прочего обеспечивая эффективную координацию действий государств-членов в сфере внешней политики, а также безопасности и обороны. Очевидно, такая форма интеграции в гораздо большей степени соответствует реалиям, нежели Единый Европейский Акт.
Ну а стратегическая цель ЕС — свобода движения людей, товаров, услуг и капитала, — разумеется, не снимается и реально обеспечивается созданием зоны без внутренних границ, усилением экономического и социального единства, основанием экономического и монетарного союза, созданием общего рынка почти для трёхсот семидесяти миллионов европейцев. Таким образом, страны-члены ЕС избрали путь стабильного социального и экономического прогресса, политической безопасности. А кое-кто даже говорит о неудержимом “моральном прогрессе” европейцев в рамках ЕС...
Созданные в рамках ЕС институции включают элементы одновременно федеративной (наднациональной) и конфедеративной (межправительственной) структур. Совет Европы и Совет Министров в большей мере предусматривают межправительственный уровень, а Еврокомиссия, Европарламент и Европейский Суд имеют скорее наднациональный характер. Фундамент ЕС составляют договоры. Полномочия Евросоюза распределены между его институциями с целью постоянной координации его интересов с нитересами отдельных стран-членов ЕС. Вкратце о них можно сказать следующее.
Главным органом, принимающим решения в ЕС, является Совет Министров. В его состав входят 15 глав государств-членов ЕС и их правительств. Совет Министров определяет общие политические инициативы и направления. Совет созывается дважды в год на уровне глав государств и правительств, и эта встреча носит название Совета Европы.
Девятнадцать членов Еврокомиссии во главе с Президентом осуществляют контроль за практическим воплощением в жизнь Европейских соглашений. Еврокомиссия исполняет решения Совета Министров, а также имеет право выступать с инициативой подготовки предложений относительно совместного законодательства. Европейская комиссия осуществляет исполнительную власть и руководит такими программами, как
TACIS, основная цель которой состоит в поддержке со стороны ЕС инициатив так называемых “новых независимых государств” (ННГ) и Монголии в сфере построения демократического общества. Программа TACIS реализуется путём предоставления технической помощи для ускорения процесса перехода к рыночной экономике, обеспечивает предоставление грантов для передачи ноу-хау.Европарламент — это ассамблея 626 членов, которые избираются путём прямых выборов гражданами стран-членов ЕС. Члены Европарламента изучают законодательные предложения и утверждают бюджет ЕС. Совместно с Советом Министров они принимают решения по отдельным вопросам, наблюдают за работой Совета Европы и Еврокомиссии. Члены Европарламента способствуют выработке направлений в отношениях с третьими странами. Например, что касается Украины, то это воплощено в частности в пограничном сотрудничестве, инициативах по установлению демократии и воплощению в жизнь прав человека, а также в сотрудничестве в областях высшего образования, охраны окружающей среды и обеспечении свободы прессы.
Европейский Союз признал независимость Украины 31 декабря 1991 года. Более того, ЕС признал провозглашение независимости Украины главным событием в Европе в 1991 году. Евросоюз убеждён, что независимая, демократическая Украина способна внести значительный вклад в общеевропейскую стабильность, и вполне естественно поддерживает новорожденную демократию. Именно поэтому страны-члены ЕС чётко выразили намерение поддерживать независимость, территориальную целостность и суверенитет Украины в своей Общей Позиции (ноябрь 1994 г.
).План Действий для Украины (декабрь 1994 года) определяет также два дополнительных задания:
— продемонстрировать Украине мощную политическую поддержку со стороны ЕС;
— исследовать возможные средства, с помощью которых удалось бы улучшить связи и существующую систему оказания помощи между Евросоюзом, странами-членами ЕС и Украиной.
ЕС первым стал играть активную роль в поддержании глобальных перемен в Украине. Сразу же после провозглашения независимости украины Евросоюз предложил оказать реальную поддержку нашему государству путём передачи ноу-хау в ратках программы
TACIS. Обеспечивая почву для этой деятельности, ЕС начал тогда переговоры для заключения Соглашения о Партнёрстве и Сотрудничестве, чтобы обеспечить равноправное партнёрство фактически во всех сферах потенциального сотрудничества. Кроме того, ЕС предоставляет Украине существенную финансовую помощь в форме займов для поддержания платёжного баланса.Сегодня ЕС не только предоставляет Украине наибольшую финансовую, экономическую и техническую помощь. Евросоюз выступает самым крупным торговым партнёром вне ННГ (кстати, вторым после России, объёмы торговли с которой примерно втрое превышают объёмы торговли с ЕС). Также Евросоюз является самым значительным инвестором в Украине: прямые инвестиции ЕС по состоянию на 1 апреля 1994 г. достигли 38% от общей массы инвестиций, в то время как доля США составила 18%, России — 8%, других стран в сумме — 36%. При этом объёмы торговли и инвестиций постоянно возрастают.
Кроме сотрудничества в сферах науки, высшего образования и пограничного сотрудничества, ЕС активно способствует интеграции транспортных сетей Украины в европейские сети, через программу
TACIS содействует передаче новейших технологий во многих отраслях. Наглядный пример такого сотрудничества — достигнутое во время первого киевского самита (сентябрь 1997 г.) решение про выделение 100 млн. ЭКЮ на реконструкцию чернобыльского “саркофага”.Из 9 “европейских” республик бывшего СССР компактно расположенные Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, уже “награждённые” абревиатурой ГУАМ, определённо высказываются за вступление в ЕС, а также не возражают против расширения НАТО на восток. Понятное дело, в ГУАМ из-за своих потенциальных возможностей и выгодного географического положения Украина вызывает наибольший интерес Евросоюза.
Итак, принципиально ЕС и Украина стремятся к взаимному сближению. Об этом говорит хотя бы тот факт, что какой бы политический деятель, какая официальная делегация из стран-членов ЕС ни посетили Украину, во время визита обсуждаются не только проблемы сотрудничества с данной конкретной страной, но и отношения с ЕС в целом. Более-менее свежие примеры 1997 года — визиты премьер-министра Бельгии Жана-Люка Дегане, прмьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера, федерального министра иностранных дел Германии Клауса Кинкеля. Проблемы взаимодействия в рамках ЕС обсуждались и в ходе визита Президента Греции Константиноса Стефанопулоса, хотя здесь упор был сделан на сотрудничестве Украины с ЗЕС, который Греция возглавит с 1 января 1998 года. Однако поскольку действия Греции направлены на конвергенцию в будущем ЗЕС и ЕС, это может означать опять же укрепление связей с Евросоюзом.
Видные деятели органов ЕС, такие как глава Европейской Комиссии Жак Сантер, также высказываются за тесное сотрудничество с Украиной. Собственно, Киев был выбран местом для проведения сентябрьского самита ЕС-Украина совсем недаром. Жак Сантер подчёркивал: Евросоюз стремится придать “более высокое качество и уровень” отношениям с Украиной, заложенным ещё в июне 1994 года.
Первый реальный шаг к интеграции уже сделан — в 1995 году Украина вступила в Совет Европы. Но нельзя забывать, что это действительно всего лишь первый шаг. Вопрос о полноправном членстве Украины в ЕС пока не стоит на повестке дня. Это лишь стратегическая цель, реализация которой требует много времени и немалых усилий.
Насколько Украина ещё не готова к полноправному членству в ЕС, видно хотя бы из перипетий вокруг вопроса об отмене в нашем государстве смертной казни. Такое обязательство Украина дала при вступлении в Совет Европы, и в 1997 году не был приведён в исполнение ни один смертный приговор. Однако законодательное решение этого вопроса зависит от народных депутатов, уже взявших чёткий курс на выборы. Между тем рядовые граждане Украины под влиянием криминализации нашей жизни и всесилия доморощенных мафиози требуют устройства показательных казней преступников и кое-где потихоньку вершат самосуды над мелкими воришками. А потому народ просто не поймёт благородные устремления политиков. В этих условиях Верховна Рада вряд ли рискнёт отменить смертную казнь. Но это в свою очередь означает нарушение обязательств по отношению к Совету Европы... Замкнутый круг виден невооружённым глазом.
И как всегда, политические проблемы, к числу которых можно отнести и решение придерживаться заповеди “не убий” во внутренней политике, отступают на второй план перед проблемами экономическими. Да, ЕС активнее других инвестирует экономику Украины — и всё же сделать предстоит гораздо больше, это понимают все. Но одного понимания оказывается мало. Бессмысленно произносить на всенародной сходке пространные речи о пользе западного образа жизни, а затем сказать по-простому: всё, мужики, с завтрашнего дня отворачиваемся от России и вообще от СНГ и вострим лыжи на запад. Недостаточно провозгласить себя центральноевропейским государством, а не восточноевропейским. Едва речь заходит об экономике, любые декларации и столь любимые у нас смены вывесок моментально теряют свою магическую привлекательность.
Дело в том, что европейцы, на которых мы резко начинаем равняться — люди крайне прагматичные. И как заядлые прагматики они резонно замечают, что нельзя инвестировать экономику саму по себе, капитал можно вкладывать лишь в конкретную инфраструктуру. И основную роль в этом процессе должны сыграть частные компании. А чтобы в Украину рекой потёк частный капитал, следует создать для этого необходимые условия. То есть принять наконец энное количество нормальных экономических законов и обеспечить стабильность их функционирования.
Не говоря уже о том, что охотнее всего деньги вкладываются не в чужие предприятия на чужой территории, а в “своё”, поэтому зарубежные бизнесмены потихоньку начинают поговаривать о приобретении земельных участков в Украине. Нет-нет, никто не собирается скупать лучшие в мире чернозёмы и громоздить посреди полей гигантские комбинаты. Речь именно об участках земли в промзонах. Однако любое упоминание о продаже земли мгновенно доводит наших депутатов до исступления, поэтому ожидать здесь быстрого прогресса нецелесообразно.
Лишь такие простые, но в то же время невероятно сложные меры способны надёжно связать Украину с Европой, а не перманентное “прорубание окон”, которые, между прочим, могут и закрыться. За ненадобностью...
Тимур ЛИТОВЧЕНКО
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)