Сергей Тулуб:

Оценка должна быть взвешенной

Угольная промышленность занимает в отечественном народнохозяйственном комплексе особое место, поскольку запасы угля в Украине значительно превышают запасы нефти и природного газа. Таким образом, обеспечение независимости нашей страны от поставок топлива для тепловых электростанций из-за рубежа является одним из важнейших компонентов как энергетической независимости, так и независимости государства в целом. Для этого необходимо постоянно наращивать добычу угля и бороться за снижение его себестоимости. Не говоря уже о том, что уголь является важнейшим сырьём для металлургического производства и химической промышленности. Каково же сегодня состояние дел в отрасли? Об этом рассказывает министр угольной промышленности Сергей ТУЛУБ:

— В отрасли накопилось множество проблем, и пока что далеко не все они решены решены. Неудивительно, что кое у кого возникает соблазн свалить всю ответственность за создавшееся положение на руководство отрасли и страны, даже не желая разбираться в причинах тех или иных явлений. Впасть в эту крайность очень легко. Специфические условия труда, связанного к тому же с повышенной опасностью для здоровья и самой жизни, заставляют коллективы горняков держаться дружно, сплочённо. Кроме того, с существованием шахт теснейшим образом связана жизнь и работа целого ряда машиностроительных, металлургических и других предприятий, большого числа шахтёрских посёлков. Поэтому когда шахтёры начинают бастовать, устраивать пикеты, стучать касками об асфальт или совершают пеший поход в столицу, это моментально вызывает отклик в сердцах огромного числа людей, затрагивает интересы целых регионов. Когда случается авария на шахте, о погибших вместе с горняками скорбит вся страна.

Но виновато ли во всех бедах шахтёров столичное руководство? Истина далеко не так очевидна, как кажется. Взять хотя бы образовавшуюся задолженность по регрессным искам. В 1994 году она составляла 3,82 млн. грн., в 1995 году — 45,46 млн. грн., в 1996 году — 93,28 млн. грн., в 1997 году — 124,7 млн. грн., за I полугодие текущего года — уже 187,8 млн. грн.. На первый взгляд может показаться, что такая ситуация в самом деле искусственно нагнетается нерадивыми чиновниками, которые прикарманивают деньги трудящихся. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что с 1995 года началось скачкообразное нарастание начислений по регрессным искам. Например, если в 1994 году сумма начислений составляла 28,78 млн. грн., то в следующем году — уже 131,29 млн. грн.. То есть всего за год она возросла в 4,5 раза! А в I полугодии текущего года эта сумма уже составила 124,63 млн. грн.. Так не следует ли разобраться в механизме образования начислений по регрессным искам, прежде чем выдвигать какие-либо претензии? Ведь выходит, что львиная доля средств, поступающих из государственного бюджета или полученных от реализации добытого угля, идёт на погашение указанной задолженности, а не на выплату зарплат и развитие производства.

Ещё пример. Часто можно услышать высказывания в том смысле, что государство не рассчиталось с долгами по заработной плате. Так ли это на самом деле? Нет! Ведь оплата за тот уголь, что закупается в госрезерв, вносится заранее. По состоянию на начало сентября отраслью получено в счёт поставок угля в госрезерв 400 млн. грн.. Значит, говорить о государственном долге по зарплате могут лишь те, кто абсолютно не разбирается в сути вопроса. Если идущие на зарплату суммы в самом деле “исчезают”, то происходит это не на высшем, а на нижестоящих уровнях.

Более того, по состоянию на 1 июля Минуглепром получил из государственного бюджета в целом, с учётом незапланированных выплат из резервного фонда Кабинета Министров Украины, инновационного фонда и т.п. 899,59 млн. грн., на 1 сентября — 1415 млн. грн.. И при том, что средства на геологоразведочные работы, научные исследования и централизованные капиталовложения выделяются в явно недостаточных объёмах, господдержка убыточных угледобывающих предприятий опять же осуществляется с опережением графика: на 1 июля и 1 сентября она поступила в объёме 51,9% и 69,1% соответственно. Так что государство о шахтёрах заботится, знает об их нуждах и бедах.

Несколько слов о последних итогах работы угольной промышленности. За 8 месяцев текущего года добыто 50,80 млн. т угля при плане 54,66 млн. т, произведено 38,1 млн. т готовой товарной продукции при плане 40,2 млн. т, что составляет в денежном выражении 3,27 млрд грн. против запланированных 3,45 млрд. грн.. Таким образом, добыча угля и производство готовой товарной продукции составляют примерно 93 и 95% от запланированных величин соответственно. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост добычи угля составил 900 тыс. т. План среднемесячной производительности труда рабочего по добыче угля за 7 месяцев выполнен на 107%. Она составила 19,5 тонны, что превышает аналогичный прошлогодний показатель на 1,5 тонны, или на 8,3%. И это при условии, что среднесписочная численность трудящихся неукомплектована по отношению к плану на 60,5 тыс. человек, или на 11,4%! По сравнению с прошлогодним показателем среднесписочная численность снизилась на 33,5 тыс. человек, или на 6,6%. А неукомплектованность рабочих по добыче угля ещё выще — 12,3%, или 45,8 тыс. человек.

По состоянию на 1 июля текущего года в отрасли работали с убытками 186 шахт. Тем ценнее опыт хозяйствования 28 коллективов, которые по результатам I полугодия получили прибыль. Особенно хочется отметить государственную холдинговую компанию “Краснолиманская” (21 млн. грн. прибыли от товарного выпуска), шахту им.А.Ф.Засядько (40,9 млн. грн.), шахту ¹ 81 “Киевская” (11,9 млн. грн.), шахту им.Вахрушева (9,8 млн. грн.), шахту “Красноармейская-Западная” (9,7 млн. грн.), шахту им.Космонавтов (9,1 млн. грн.), шахту “Ореховская” (8,2 млн. грн.), шахту “Должанская-Капитальная” (8,8 млн. грн.), шахту им.Дзержинского (7,5 млн. грн.), шахту “Добропольская” (7,3 млн. грн.), шахту им.Бажанова (7,0 млн. грн.), шахту “Ворошиловская” (6,1 млн. грн.), шахту им.Фрунзе (5,5 млн. грн.), шахту ¹ 71 “Индустрия” (4,8 млн. грн.), шахту “Россия” (4,1 млн. грн.). Здесь выполняются и перевыполняются планы, например, на шахте им.А.Ф.Засядько — на 211,3%, на “Краснолиманской” — на 176,8%, а по ГХК “Макеевуголь” — на 123,3%.

Зарплаты здесь также превышают средние показатели по отрасли. Если заработная плата трудящихся по отрасли составляет в среднем 293,5 грн., то на шахте им.А.Ф.Засядько она составляет 503,1 грн., на “Краснолиманской” — 483,4 грн., по ГХК “Макеевуголь” — 327,6 грн.. Производственно-промышленный персонал в указанных подразделениях получает в среднем 611 грн., 500,9 грн. и 345,9 грн. в месяц против 310,9 грн. по отрасли, рабочие по добыче угля — 616,7 грн., 483,5 грн. и 341,4 грн. в месяц против 305,2 грн. в среднем по отрасли, горнорабочие очистного забоя — 845,4 грн., 725,8 грн. и 536,5 грн. против 449 грн. в среднем по отрасли, проходчики — 805,5 грн., 543,6 грн. и 482,1 грн. против 433,8 грн. в среднем по отрасли.

30 августа горняки отметили свой профессиональный праздник — День шахтёра. Многие коллективы отметили этот день ударным трудом. Особо хочется отметить коллективы шахт “Белозёрская”, “Краснолиманская”, “Красноармейская-Западная ¹ 1” и некоторые другие. А работники шахты им.А.Ф.Засядько уже добыли в текущем году 2 млн. т угля. К концу года они запланировали выдать на-гора 3 млн. т. Если шахтёрам удастся выполнить взятые обязательства, это будет рекордное достижение, которого не знала прежде Украина.

В общем, несмотря на разного рода конфликты в людях сомневаться не приходится. Наши шахтёры умеют честно трудиться, что и доказывают ежедневно. А вот вскользь упомянутая мною нехватка средств для производства работ, направленных на перспективное развитие отрасли, действительно вызывает беспокойство. Так, на текущий год запланировано выделить 16 млн. грн. на геологоразведочные работы и 4,24 млн. грн. на научные исследования. Фактически же по состоянию на 1 июля отрасль была профинансирована бюджетом по указанным статьям в объёмах 1,52 млн. грн. и 1,06 млн. соответственно, по состоянию на 1 августа — 1,72 млн. и 1,37 млн. грн. соответственно.

С государственным финансированием капитального строительства дело обстоит также неважно: из запланированных на год 15 млн. грн. централизованных капитальных вложений в течение I полугодия поступило всего лишь 9,8 млн. грн.. Тем не менее, учитывая жизненную важность капитального строительства для дальнейшего функционирования отрасли в целом, Минуглепром выделил на эти цели 67,5 млн. грн. за счёт средств, предназначенных для реструктуризации и государственной поддержки угольных предприятий. Такой шаг был тем более необходим, что за последние 6 лет объёмы капитального строительства, выполненные угольными предприятиями за счёт собственных средств, уменьшились с 3,4 млрд. грн. до 0,9 млрд. грн., или в 3,8 раза.

И всё же несмотря на всю тяжесть положения здесь также есть кое-какие достижения. 29 августа, в преддверие профессионального праздника была сдана в эксплуатацию шахта “Никанор-Новая” (Государственная холдинговая компания “Луганскуголь”). Заметьте, такое неординарное событие произошло впервые в истории независимой Украины! На “Никанор-Новой” задействованы объекты производственно-хозяйственного назначения, не имеющие аналогов не только в Украине, но и в мире. В частности, шахта признана опасной по газу и пыли, поэтому особое внимание уделено оборудованию для вентиляции, дегазации и откачки воды. Проектом новой шахты предусмотрена отработка 8 пластов Каменской свиты марки Т, средней мощностью 0,6-1,1 метра с углами падения 4-200. Промышленные запасы топлива составляют 84,8 млн. т, мощность шахты — 600 тыс. т угля в год, в том числе 300 тыс. т по первому пусковому комплексу.

Объёмы выделяемых в настоящее время капитальных вложений для угольной промышленности в 7 раз меньше по бюджетному финансированию и в 3 раза — по собственным источникам в сравнении с тем, что необходимо для реализации Национальной энергетической программы Украины и проекта Концепции выхода отрасли из кризиса. Однако если будет сохранён существующий режим финансирования, только за период с 2000 по 2005 год объёмы добычи угля неизбежно сократятся примерно в 1,5 раза — с 90 млн. т, запланированных в 2000 году, до 64 млн. т. В дальнейшем (до 2050 года) падение объёмо вдобычи будет практически постоянным. Если же удастся осуществить широкомасштабное финансирование отрасли, объёмы добычи угля удастся наращивать вплоть до 2020 года и лишь к 2050 году за счёт истощения естетсвенных природных ресурсов годовая добыча сократится до 66,6 млн. т.

А в общем угольная промышленность нашей страны имеет неплохие перспективы. Просто необходимо умело браться за дело. Бесперспективыне шахты необходимо закрывать несмотря на всю болезненность этого процесса. Такая политика позволит сконцентрировать материальные и денежные ресурсы на перспективных, высокорентабельных производствах. Между прочим, работа неоднократно упоминавшейся мною шахты им.А.Ф.Засядько позволяет компенсировать добычу угля на 5-6 закрывающихся шахтах. Но так подходить к делу могут только руководящие работники нового типа — руководители-менеджеры широкого профиля. Только они способны создавать условия для финансового оздоровления как отдельных предприятий, так и угольной промышленности в целом. А основной задачей министерства должно быть проведение государственной политики в деятельности отрасли.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы ещё раз напомнить о необходимости взвешенно оценивать ситуацию в угольной отрасли, как и в любом деле вообще. Тогда можно найти приемлемый выход из любого, даже на первый взгляд самого безнадёжного положения.

Подготовил
Тимур Литовченко

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…