Сергей Тигипко:

Нам уже нельзя терять время

Положение любого правительства, сформированного в условиях глубокого кризиса, всегда крайне сложное. Во-первых, при этом приходится преодолевать трудности и негативные тенденции, созданные предшественниками. Во-вторых, народ склонен предъявлять претензии к тому, кто находится у власти в настоящий момент, а не истинных “авторов” положения. Украинская ситуация усугубляется тем, что мы пропустили момент, когда следовало решиться на проведение реформ. Предоставляем слово вице-премьеру Сергею ТИГИПКО, которого мы попросили прокомментировать некоторые аспекты экономического положения внутри страны:

— Да, сейчас для Украины любое незначительное промедление подобно смерти. Разумеется, всегда возникает искушение хоть немного отодвинуть на будущее непопулярные решения, например, сокращение избыточного числа занятых в госсекторе работников, реформу системы социального обеспечения, государственных административных органов, приватизацию энергосектора, сокращение субсидий и так далее. Ведь всё это бьёт по интересам живых людей! Однако только в прошлом можно было строить иллюзии по поводу того, будто мы можем выбирать момент начала реформ. Ныне же всем необходимо уяснить, что любая проволочка в любом направлении ввергнет нашу страну в ещё большие трудности.

Очень многое зависит от бюджетной политики. Ещё в январе стало ясно, что доходная часть бюджета сильно переоценена. Мы имели просчитанные “уровни сопротивления” бюджетных расходов на I кв., составлявшие 500-600 млн грн. в месяц (это выплаты текущей бюджетной зарплаты, обеспечение армии, детских заведений, затрат на здравоохраниение и образование). В то же время денежные поступления в госбюджет едва покрывали эти затраты. Для справки: за пять месяцев текущего года в сведенный бюджет Украины поступило 10073,5 млн. грн., или 33,8% годового объёма. Доходы госбюджета за этот период составили 5483,2 млн. грн., или 26% годового объёма, и 72,7% от задания на пять месяцев. По состоянию на 1 января текущего года недоимка по платежам в бюджет составляла 2,3 млрд. грн.. Однако по состоянию на 1 июля она увеличилась на 3,4 млрд. грн. и составила 5,7 млрд. грн.. И это при том, что государство провело реструктуризацию задолженности перед бюджетом более чем на 5 млрд. грн.!

Дефицит бюджета за первые пять месяцев этого года составил 1235 млн. грн., или 36,5% предусмотренного в бюджете на год. Основным источником финансирования дефицита бюджета являются внешние займы, которых уже произведено на сумму 1600,6 млн. грн., что составляет 71,7% от годовой суммы. В то же время внутренние источники финансирования дефицита бюджета за этот период составили только 468,8 тыс. грн. при годичном задании 1130,7 млн. грн..

К тому же, предвыборный отток денег с рынка ОВГЗ, и в первую очередь денег иностранных инвесторов, часто заставлял нас обслуживать за счёт налоговых поступлений долги по облигациям. В таких условиях единственным выходом для правительства оставались внешние кредиты.

Итак, можно сделать неутешительный вывод: бюджет нашего государства нереален и нуждается в корректировке на оставшуюся часть текущего года в первую очередь в части сокращения расходов. Кроме того, экономическая ситуация на отечественных предприятиях ухудшается, налоговая и инвестиционная реформы затянулись. В течение первых четрыёх месяцев текущего года убыточным было каждое второе предприятие нашей страны. Больше всего таких предприятий и организаций в материально-техническом снабжении и сбыте (64%), на транспорте и в связи (59%) и в строительстве (54%).

Весьма показателен следующий пример. На протяжении предыдущих трёх лет мы постоянно переживали налоговые эксперименты, законодательство было нестабильным. Но общий фискальный процент, то есть количество налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды относительно ВВП, практически оставался в пределах 38-39% от ВВП. Итак, усиление налогового давления приводило только к росту недоимок, в то время как общий процент отчислений существенно не изменялся. Проще говоря, у нашей экономики уже выработался стойкий иммунитет к любым попыткам выкачать из неё побольше денег.

Сейчас правительство отрабатывает ряд мер, призванных исправить сложившуюся ситуацию. Прежде всего это внесение изменений расходные статьи бюджета, основанные на более реальных показателях ожидаемых доходов. Соответствующие расчёты уже подготовлены. В результате удастся добиться снижения дефицита бюджета до 2,5% ВВП. Мы приложим все усилия, чтобы добиться этого. Таким образом, в ближайшее время можно ожидать выхода Украины на внешние рынки не с целью очередного накопления долгов, а в первую очередь для замены короткосрочных ОВГЗ, которые слишком дороги и неадекватны рискам нашей страны.

Каким путём можно скорректировать бюджет-98? Для этого прежде всего можно принять ряд мер организационного характера. Необходимо провести инвентаризацию занятости в бюджетных организациях на уровне центральных и местных органов власти, начать сокращение численности работников Кабмина, отраслевых министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах. У нас в бюджетном секторе занят по статистике каждый третий из числа официальной рабочей силы страны! Это один из наиболее высоких показателей среди стран СНГ. Планируется сокращение числа бюджетников на 300 тыс. человек.

Необходимо реорганизовать многочисленные фонды и ужесточить контроль за производимыми расходами. У нас 31% доходов бюджета имеет целевой характер, что резко сужает свободу маневра правительства и Минфина. Необходимо провести аудит всех целевых фондов, постепенно уменьшить, а в перспективе — отменить централизованные отчисления в дорожный, инновационный фонды, в фонд геологической разведки, сократить сборы в чернобыльский фонд и фонд соцстраха, приостановить действие или ликвидировать интервенционный и лизинговый фонды, включить в бюджет местные внебюджетные фонды и фонд приватизации.

Далее, Кабинет министров работает над совершенствованием налоговой базы. Готовятся необходимые изменения к существующим законам. И прежде всего — к закону об НДС. Также поданы в Верховную Раду проекты законов о налоге на доходы физических лиц и налог на недвижимость. Наполнение доходной части бюджета можно достичь за счёт сбора налоговых и неналоговых поступлений в денежной форме, отказа от практики взаимозачётов. Изучаются существующие на сегодняшний день льготы по выплатам в госбюджет, планируется сокращение значительной части этих льгот. Прежде всего этого можно достичь за счёт освобождения от НДС транспорта, критического импорта, образовательных услуг и других мер.

Планируется снятие бюджетных субсидий на коммунальные услуги и общественный транспорт, значительное сокращение субсидий, направляемых в сельское хозяйство. Разработаны меры, направоленные на структурные реформы в энергетике, агропромышленном комплексе и других отраслях. Чрезвычайно показателен в этом отношении последний Совет Регионов, на котором Президент дал указание ряду министерств наконец отвлечь часть сил и внимания от проблемы крупных предприятий, в основном бывших государственных, и оказать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса.

Ситуацию на рынке внутренних займов можно улучшить за счёт снятия двойного налогообложения по операциям с ОВГЗ для банков-нерезидентов, инициирования рассмотрения Верховной Радой вопроса о снятии 30% налога на продажу ОВГЗ, снимаемого у источника, снятием гербовых сборов на операции на вторичном рынке, выводом на рынок облигаций сберегательного займа для населения. И наконец, в средний срок необходимо перейти на жёсткое выполнение бюджета через Казначейство.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: сейчас перед Кабинетом министров стоит сложная, но неотложная задача — вернуть доверие народа проведением убедительной, быстрой и смелой политики. Для этого необходимо сделать три вещи:

— с помощью оперативных мер сократить дефицит бюджета как в области поступлений, так и в области расходов;

— разработать и реализовать на практике стратегию среднесрочного (т.е. на ближайшие 3 года) решения структурных проблем госбюджета;

— возобновить проведение структурных реформ в направлении рыночной экономики.

У экономического блока правительства есть соответствующая программа, кстати, в основном согласованная с международными финансовыми организациями. Она легла в основу проекта Меморандума с МВФ о Программе расширенного финансирования (EFF). В случае одобрения программы украинской стороной и выполнения некоторых предварительных условий, уже к сентябрю наша страна могла бы получить финансирование со стороны МВФ и МБ на самых выгодных условиях. Принятие программы EFF имеет целью достижение стабильного экономического развития после падения производства, происходившего в течение последних семи лет. Это — важнейшая среднесрочная задача. Прогнозируется возрастание объёма производства в 1999-2001 г.г. в среднем на 3,5% ежегодно, в основном благодаря экспорту и увеличению внутренних и внешних инвестиций. Инфляцию планируется ограничить в текущем году уровнем 14%, а в ближайшие три года снизить до 8%. По мере того, как экономическое обновление будет набирать силу, ожидается возрастание доли инвестиций небюджетных организаций в ВВП в течение ближайших трёх лет на 3%.

Подготовил
Тимур ЛИТОВЧЕНКО

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…