Дела рэкетирские, или
Практика предприимчивости

У нас деньги валяются под ногами

“Вяжем детские вещи
из шерсти родителей”.

(Прикольное объявление)

А вы знаете, таки да! Прямо-таки валяются и просто-таки под ногами, причём ба-альшущие такие денжища. Нужно только уметь вовремя поднять их с земли. Так сказать, не упустил момент — и дело в шляпе. И скатертью тебе дорожка...

Возможно, самые проницательные догадались, что речь пойдёт о возможности “поиметь деньгу” на ремонтно-дорожных работах, поскольку именно всевозможные и разнообразнейшие дороги, тропинки, аллеи и прочие тротуары находятся у нас под ногами. Дороги даже являются одним из показателей уровня цивилизованности общества. Ну, вспомните хотя бы знаменитые дороги Древнего Рима, прямые, как стрелы. Или анекдот про милицейского старшину, который не знал, что написать в протоколе: “голова трупа на тротуваре” или “на трутуаре”.

Вот и наш Киев в последнее время значительно преобразился. Ну ещё бы, раз мы декларируем себя как центральноевропейскую державу, а не как восточноевропейское государство, это заявление следует подкреплять соответствующими делами. И мы подкрепляем. Например, господам капиталистам охота очередной форум ЕБРР провести. Так добро пожаловать к нам! Но не в зачуханном и облупленном же городе их всех принимать, в самом-то деле. Столица всё-таки, не какое-нибудь постсоциалистическое захолустье...

И завертелась машина. Правда, не всё, не всё успели мы к весне. Однако же Софиевскую и Михайловскую площадь более-менее в порядок привели, и теперь там всё кирпичиками вымощено да чугунными цепями завешено. И кроме “пластмассового” на вид памятника княгине Ольге уже указует в зенит железобетонный перст колокольни возрождающегося Михайловского златоверхого монастыря. Около не внушающего никакого восторга муляжа Золотых ворот отныне сидит “бомж с " Киевским" тортом” (так народ прозвал этот памятник, да простит Ярослав Мудрый острых на язык потомков — М.В.-Ф.). На Подоле отбухали макет церкви Богородицы Пирогощей в натуральную величину.

В общем, ляпота-а-а... Но тем не менее, мало, мало, мало нам этого! Ой, подумают иностранцы, что поскупились мы! Ой. Не окажут нам, сиротам, доверия. И вот летом киевляне вынуждены были пережить воистину апокалиптическую эпопею ремонта Крещатика. Но ничего, из пыли и грязи, из пота строителей и слёз женщин, вывихнувших там ноги, центральная магистраль Киева возродилась во всей красе. Плевать на то, что ещё зимой стены “Трубы” (простонародное название подземного перехода на Майдане незалежности — М.В.-Ф.) были наново перелицованы жёлтым кафелем. Не прошло и полгода, как плитку сменило чёрное великолепие полированного камня. Ничего, городской бюджет (то есть карманы налогоплательщиков-киевлян) выдержат. Абы красота была.

Зато теперь в нашем славном граде Киеве наконец нашлись умные люди, догадавшиеся, как можно отыскать дополнительные источники финансирования в ответственном деле преображения лица столицы. Знать, о нас же заботились. Пусть не прямо, так хотя бы косвенно...

Впрочем, по порядку. Раз строители навели марафет на Крещатик, негоже оставлять в прежнем виде также улицу Грушевского, бывшую в разное время улицей Кирова, Революции и Александровской, или просто Старым шляхом. Видите, какое место историческое! Тем более, Грушевский был первым президентом Украины, пусть даже несколько часов. И тем более, что сейчас здесь находятся и Верховная Рада, и Кабинет Министров. Да уж, если не обновить и это место, неудобно получится!

И опять перекрываются тротуары, вновь снимается асфальт, земля заливается бетоном, поверх выкладывается кирпич... И так далее согласно технологии. Нечего сказать, дорогостоящая работёнка. Выполняют её подразделения открытого акционерного общества “Холдинговая компания “Киевгорстрой”. Если конкретнее, то участок от Европейской площади до завода “Арсенал” сплошь и рядом уставлен заграждениями с надписями “Киевгорстрой-6”, а отрезок от “Арсенала” до площади Славы — такими же заграждениями от “Киевгорстрой-3”.

Когда речь шла о реконструкции Крещатика, назывались различные суммы, от 16 до 33 млн. грн., которые были выделены из городской казны. Логично предположить, что средства на нынешний ремонт финансируются оттуда же... А вот и не угадали! Но ничего, не расстраивайтесь, не только вы попали впросак. Я тоже не мог ничего заподозрить, когда 11 сентября зашёл в одно из культурно-научных учреждений, расположенных на улице Грушевского. При входе в ноздри ударил крепкий запах валерианки, доносившийся из приоткрытой двери. Поскольку нынче вошло в моду открывать везде аптечные киоски, я не очень удивился. Решив не верить надписи “Канцелярия”, я заглянул в дверь, рассчитывая приобрести по случаю тюбик аспирина. Каково же было моё изумление, когда я попал не в аптечный киоск, а в самую настоящую канцелярию! Мало того: посреди комнаты я увидел лежащего в мягком кресле пожилого мужчину, которого отпаивали микстурой перепуганные женщины. Вот откуда аптечный запах, понял я.

— Кто Вы? Что Вам угодно?.. — слабо простонал мужчина. Представившись и продемонстрировав корреспондентское удостоверение, я сел на предложенный стул и выслушал прелюбопытнейшую историю. Мужчина оказался директором учреждения. Накануне, то есть 10 сентября он вместе с другими директорами и начальниками аналогичных учреждений, расположенных на улице Грушевского, был вызван на 12-00 в райгосадминистрацию Печерского района столицы на совещание по вопросу ремонта тротуаров на удице Грушевского и части улицы Январского восстания. “Приглашён лично”, — добавил господин директор, протянув дрожащей рукой письменное приглашение. Председательствовал на этом важнейшем, можно сказать, стретегическом совещании сам глава Печерской РГА Анатолий Коваленко. И вот Анатолий Андреевич выдал страдальцу-директору, равно как и другим директорам и начальникам типовой договор на оплату работ по ремонту участков тротуара перед соответствующими учреждениями. Расценки, прямо скажем приличные. По словам моего собеседника, Национальной Парламентской библиотеке было предложено уплатить за ремонт 100 м2 12 тыс грн., Институту истории Украины — 25 тыс. грн. за ремонт 250 м2, газете “Урядовий кур’єр” — 11 тыс гривень... И так далее. На размышление — сутки. Поэтому-то несчастный директор и пребывал в столь плачевном состоянии.

— Вы понимаете моё положение?! — сетовал страдалец. — Ведь моё учреждение — бюджетная организация. У меня все доходы и затраты уже расписаны на весь год до копейки, и я не в праве ничего изменить! Если я оплачиваю ремонт, значит, мне на него должны выделить деньги. Иначе нельзя. Я пробовал протестовать — не вышло. Господин Коваленко говорит, что всё согласовано с Кабмином, значит, я обязан заплатить. Возражать бессмысленно! И так со всеми: с Парламентской библиотекой, с Институтом истории, с Национальным художественным музеем, с поликлиникой ¹ 3... У нас нет средств на зарплату сотрудникам, наше здание давно требует ремонта, а нас заставляют оплачивать переукладку тротуара! Да мы бы и по асфальту запросто ходили!!!

Выкрикнув это, несчастный потерял сознание. Побледневшие канцеляристки бросились к телефону вызывать “скорую помощь”, а я поспешил покинуть учреждение и обойти другие “объекты повышенного внимания” Печерской райгосадминистрации. Правда, ни одна организация, расположенная по ул. Январского восстания, не подтвердила факта получения договора. Ничего не слышали о нём и в Национальной акционерной страховой компании “Оранта” (конец ул.Грушевского) — правда, тротуар перед “Орантой” пока по-прежнему старый, асфальтовый. Зато руководители учреждений, расположенных ближе к Европейской площади, все как один были озабочены неожиданным требованием районной власти.

Хотя не все смотрят на ситуацию с таким чёрным пессимизмом, как мой первый собеседник. В самом деле, г-н Коваленко кое-где откровенно переборщил. Я не говорю о том, что здание Парламентской библиотеки давно нужно ставить на капитальный ремонт, а в Институте истории есть восьмимесячный долг сотрудникам по зарплате, так что требовать с них деньги вроде даже неприлично. И эти учреждения действительно не могут израсходовать ни копейки ни на какой ремонт, пусть даже самый необходимый, если из бюджета не выделены соответствующие средства.

Я о другом. Во-первых, некоторые счета попали не к хозяевам зданий, а к арендаторам. Например, в здании Института истории на Грушевского, 4 находятся ещё Институт языкознания им.Потебни, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им.Рыльского, Институт литературы ит.Шевченко и другие. Им счета не предъявлены. В то же время по непроверенным сведениям газета “Урядовiй кур’єр” такой счёт получила, хотя газета не владеет помещением, а лишь арендует его. Тогда на каком основании Печерская РГА делит арендаторов на равных и более равных? Во-вторых, г-н Ковеленко сослался на договорённость с Кабмином. Однако Институт истории возглавляет не кто-нибудь, а вице-премьер-министр Украины Валерий Смолий. Почему же тогда ответственные работники этого института были ошарашены свалившимся на их голову “счастьем”, как и обитатели трёхэтажного дома по Грушевского, 10, где в числе прочих организаций помещается Госкомитет по земельным ресурсам, как и все прочие? В-третьих, с кого администрация Печерского района потребует деньги на переукладку тротуара вдоль паркового комплекса? С родственников героя Великой Отечественной генерала Ватутина или с потомков рабочих завода “Арсенал”, похороненных в парке? Или со спортивного общества “Динамо”, чей стадион расположен в другой части парка? Или за всё щедрой рукой заплатит Верховная Рада?! Или Кабмин, с которым всё якобы согласовано, тряхнёт резервным фондом госбюджета, чтобы поберечь бюджет городской?!

И наконец последнее соображение. Тротуары и дороги Киева находятся в так называемой коммунальной собственности. И есть организации, непосредственно отвечающие за их состояние. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что на стоящих на остановках городского транспорта урнах есть жирные красные надписи “ШЕД”? Это — украинская абревиатура названия “Шляхово-експлуатацiйна дiльниця”. По-русски — “Дорожно-эксплуатационный участок”. Все районные ДЭУ Киева подчиняются организации со сложным для произнесения названием “Киевгоргидропутьмост”, которая следит за состоянием всех дорог столицы. Кстати, название “Киевгоргидропутьмост” фигурирует в пресловутом договоре, однако над тротуарами по улице Грушевского работают всё же КГС-6 и КГС-3, а не ДЭУ Печерского района. А г-н Коваленко вдобавок взял в оборот организации, оказавшиеся на пути КГС-6, в то время как “клиенты” КГС-3 не ощущают никакого дискомфорта.

Вопросов больше, чем ответов. Пока что попытку “скачать деньгу” с ряда нищих бюджетных организаций за никому не нужный ремонт не принадлежащей им собственности можно расценить лишь как очередное проявление государственного рэкета. Мягкое предложение связать тёплые детские вещи из шерсти родителей. Дадут ли руководители этих организаций в очередной раз ободрать себя, как глупые овечки, которые покорно позволяют состригать с себя шерсть — посмотрим. Тем более, что в данном случае районная администрация вознамерилась командовать аж Кабинетом Министров.

Хотя... Кто знает, кто знает! Даром, что ли, мой первый собеседник просил не указывать название его организации в газетной статье? Разве зря никто не согласился передать в моё распоряжение копию пресловутого договора? Очевидно, ответственным работникам есть кого бояться.

Модест
Всеевреинов-
Финансищенко

Hosted by uCoz

© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)
Если Вы нашли эту страницу через какую-либо поисковую систему и просто открыли её, то скорее всего, ничего не знаете об авторе данного текста. Так это легко исправить, между прочим! Давите здесь, и всё…