Неувязочка-с!
Бермудский треугольник по-Бориспольски
Эта почти детективная история приключилась в небольшом провинциальном городке. Некоторые её участники считают, что украинские масс-медиа уделили ей слишком много драгоценного внимания, а она на самом деле выеденного яйца не стоит.
Однако, по моему скромному мнению, происшедшее вполне типично для данного времени и для нашей страны в целом. Разумеется, скромная газетная статья не может претендовать на истину в последней инстанции, а её автор — на роль третейского судьи, но хотя бы попробовать разобраться, что к чему, всё-таки стоит. И я попытаюсь это сделать.
Предыстория
Не в тридевятом царстве, не в тридесятом государстве, а в нашей Украине, в Киевской области есть город Борисполь, по имени которого назван один из двух аэропортов столицы. Как и во многих других городах и весях отчизны, здешние предприятия почти полностью остановились. Поскольку авиабилеты в несколько раз дороже железнодорожных, соответственно сократились объёмы воздушных перевозок. Есть здесь завод медпрепаратов, но, по словам местных жителей, он “только клепает “Тампаксы” на экспорт”. Есть швейная фабрика, но её выкупил какой-то иностранец, который платит гроши. Так что с работой в Борисполе, мягко говоря, туговато. А если работа есть, то есть и непременные полугодовые долги по “зря-плате”.
В этой ситуации население выживает за счёт сельхозпродукции, выращиваемой на подсобных участках. Проще говоря, люди давно перешли на подножный корм, аки бессловесная скотина. Но наиболее мобильная (или наиболее припёртая к стенке безысходностью) часть населения занялась частным предпринимательством, то есть торговлей на бориспольских базарчиках и на рынках окружающих городов.
Один из таких рынков возник около кооперативного продовольственного магазина “Спутник”, и окрестили его точно так же — рынок “Спутник”. Возник он, прямо скажем, стихийно. Просто собирались перед входом в магазин бабушки-старушки и продавали овощи-фрукты, молочные и мясопродукты. Когда же торжище прочно утвердилось на этом месте де-факто, городские власти решили упорядочть хотя бы его форму. За счёт городской казны на “Спутнике” были сооружены деревянные лотки под шиферными крышами, а на соответствующем участке Киевского шляха (в недалёком прошлом — улице Ленина, основной транспортной магистрали города, имеющей стратегическое значение) — “карман” для подъезда автомобилей.
Вроде бы всё утряслось, все должны быть довольны. Проезжающие машины всегда могут завернуть в “карман”, чтобы водители и пассажиры отоварились на рынке или в магазине. Бабушки-старушки перекочевали с ящиков и просто с земли под шиферные навесы. Кроме того, на рынке появилось с полсотни предпринимателей. Это всё те же бывшие работники бориспольских предприятий, которым было отказано в чести работать в аэропорту, изготавливать “Тампаксы” или шить костюмы. Да и магазину неплохо, потому что на базарчике можно закупить “фанту-спрайт-пиво-таранку-ананасы-бананасы-марсы-сникерсы”, а вот хлеб и крупу — нет. Значит, нет конкуренции.
Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой...
Впрочем, последнее утверждение на поверку оказывается довольно спорным. Во-первых, как известно, дурной пример заразителен, и поскольку предприниматели успешно торгуют ходовым польско-турецким ширпотребом, магазин “Спутник” поспешил расширить ассортимент. И во-вторых, тем самым была в который раз воспроизведена классическая современная ситуация, когда стихийный базарчик перед входом в магазин стал мешать торговле в самом магазине.
Бориспольские предприниматели, с которыми я беседовал, придерживаются иного мнения. По их словам, проконтролировать товарооборот магазина извне довольно просто, и когда работа рынка по тем или иным причинам временно приостанавливалась, количество “фур”, подвозивших товары в магазин, также уменьшалось. Поэтому они считают, что симбиоз “рынок-магазин” выгоден обеим сторонам.
Однако здесь я могу сослаться на мнение многочисленных директоров магазинов, которые выступали на майском совещании-семинаре по налоговому законодательству, организованному Ассоциацией работодателей торговли и коммерческой сферы экономики Украины. В этом отношении директора магазинов единодушны: базарные торговцы элементарно отбивают у них клиентуру! А тем, кто этого не понимает, можно только посоветовать снять розовые очки.
Хотя должен заметить, что бориспольские предприниматели если и не смотрят в корень, то по крайней мере понимают расстановку сил. Они не могут связно ответить, почему именно кооперативщикам вообще и директору кооперативного магазина “Спутник” в частности не нравится рынок. Однако в то же время единогласно утверждают, что противостоит им именно городской потребсоюз в лице председателя Петра Рымарчука.
И чтобы как-то уладить этот конфликт, зимой текущего года городскими властями было наконец принято решение об упорядочении торговли на стихийно возникшем рынке “Спутник” и о его переносе на новое место. На какое именно, в Борисполе существуют две версии. Первая — к железнодорожной станции. Да, сейчас там есть загородочка, оборудованная прилавками. Но если на “Спутнике” торговля бьёт ключом, то здесь стоят человека четыре плюс одна машина. Причина проста: вокзал находится в получасе ходьбы от центра Борисполя, а расписание движения городских автобусов подогнано под расписание электричек. Торговать здесь совершенно невыгодно.
Второй вариант переноса более мягкий. Уже выделена торговая площадка на том же Киевском шляхе в 50 метрах от существующей. Она даже забором обнесена, но что касается остальных элементов благоустройства, то уж извините, господа предприниматели! Нет здесь ни новых лотков, ни подвода электричества, ни морозильных прилавков, ни туалета — ничего из того, что обещали городские власти.
Мэр обещал людям, что пока всего этого не будет, не будет и переноса рынка. Однако 25 июня предпринимателей попытались убедить оставить насиженное место и переместиться на новую, неблагоустроенную территорию. Говорят, что даже привезли несколько новых лотков, а когда люди отказались уходить — увезли лотки в неизвестном направлении.
Но это была, как выяснилось через неделю, только первая попытка. О том, что было дальше, пожелавшие остаться неизвестными предприниматели рискнули рассказать лишь при условии, что я не буду включать диктофон.
И грянул бой!
Торговцев, явившихся на рынок “Спутник” в 7-00 утра 2 июля, встретили рабочие, кто-то из городского начальства и десятка два-три милиционеров с наручниками (все предприниматели акцентировали внимание именно на этой детали аммуниции стражей порядка). Представители начальства заявили, что с сегодняшнего дня торговля будет осуществляться на новой площадке. Когда часть торговцев послушно побрела туда, куда было велено, рабочие с помощью крана принялись демонтировать торговые места.
Но не все торговцы проявили лояльность по отношению к распоряжениям властей, не все захотели размещать товар на газетках, постеленных на землю, или на привычных многим ящиках. Этой частью заинтересованных лиц овладело настроение: “Мы — не скоты, скоты — не мы!” Именно предприниматели, а не торгующие продуктами домашнего изготовления бабушки-старушки, вдруг решились “качать” права. Они сделали две вещи: во-первых, заняли свои торговые места, лишив рабочих возможности демонтировать лотки; во-вторых, перегородили Киевский шлях, парализовав движение автотранспорта. И потребовали, чтобы на “Спутник” прибыл мэр Борисполя Александр Придатко. Вот и ещё одна важная деталь: утром 2 июля городского головы на “Спутнике” не было.
Ситуация была аховая. Да ещё и вездесущее телевидение в Борисполь нагрянуло. Разумеется, г-н Придатко срочно явился на место событий и лично остановил творящееся безобразие. А также ещё раз заверил предпринимателей, что до завершения благоустройства новой площадки рынок “Спутник” останется на своём месте, и никто их не тронет.
На том дело завершилось. Предприниматели разблокировали дорогу, движение на магистрали возобновилось. Правда, демонтированные лотки никто не восстановил, поэтому часть торговцев всё же вынуждена была “спуститься с прилавков на землю”. Но согласитесь, этот урон можно считать минимальным.
Разбор полётов
Позиция предпринимателей в этом конфликте более-менее ясна и понятна. Эти женщины и мужчины, в недалёком прошлом — работники предприятий, многие — дипломированные специалисты, в общем, уважаемые в обществе люди, готовы решительно отстаивать право кормить себя и свои семьи единственно возможным способом — торговлей. Хотя, с другой стороны, они не способны верно оценить причины возникшего конфликта.
Чтобы быть объективным, я заглянул в кооперативный магазин “Спутник”, встретился с директором и попросил её прокомментировать происшествие. К моему удивлению, даже после демонстрации корреспондентского удостоверения директор отказалась представляться и тем более разговаривать при включённом диктофоне. Однако аргументы г-жи Ф. (назову её так) вовсе не были неожиданными: она в основном упирала на царящую на рынке антисанитарию, отсутствие охлаждаемых прилавков (а ведь торгуют там и тортами, и молочными продуктами!) и туалетов, от чего страдают и жильцы прилегающих домов, и работники магазина.
И наконец, чтобы выслушать третью заинтересованную сторону, я посетил Бориспольскую мэрию. Александр Придатко любезно согласился принять меня и (кстати!) даже не возражал против диктофонной записи. Он лишний раз заверил меня, что о закрытии “Спутника” никто никогда и не помышлял, хотя на начальном этапе существования рынок не приносил городской казне никакой прибыли... но об этом — чуть ниже. На сложившуюся ситуацию он отреагировал оперативно. 3 июля, то есть на следующий же день после конфликта, он встретился с группой предпринимателей. Уже налицо некорорые результаты. Люди успокоились. Есть решение объявить рынок “Спутник” филиалом центрального городского рынка. Новая площадка будет благоустроена в ближайшие несколько недель, также планируется расширение “кармана” для заезда машин. Но пока всего этого не будет, не будет и переноса рынка. Что же касается причин возникновения конфликта, который и конфликтом нельзя считать, то это — результат недальновидных действий некоторых ответственных лиц...
Есть ли ради чего городить огород?
Но несмотря на благодушние настроение, которое овладело некоторыми участниками описанных событий, нельзя сказать, что в Борисполе воцарился прочный и надёжный мир, что ситуация вновь не выйдет из-под контроля.
У меня как у журналиста есть чёткая возможность выделить в “Бориспольском треугольнике” две вершины, между которыми осуществляется основное противостояние. И предприниматели с рынка, и г-жа Ф. не разрешили мне сделать запись беседы. Значит, каждая из этих сторон чего-то побаивается или что-то хочет скрыть. Или планирует какие-то действия. Кроме того, торговцы сообщили мне, что в понедельник 6 июля их вновь предупредили о грозящем выдворении с нынешней площадки. Правда, 7 июля никто ничего не предпринял, но разве бывает дым без огня?! А поскольку первые попытки нажима производились за спиной мэра, невольно возникают сомнения в способности г-на Придатко надёжно контролировать ситуацию в городе.
Да, предприниматели отзываются о мэре как о “хорошем человеке”, подчёркивают, что на выборах голосовали за него. Но нелишне вспомнить: профессия “хороший человек” существовала только в незабвенном Советском Союзе, и больше нигде в мире! Так что и с этой точки зрения не всё в порядке в славном городе Борисполе.
Тем более, налицо ещё одна интересная деталь. Местные предприниматели с удовольствием перешли на фиксированный налог, которые здесь не слишком высок — 50 грн. Да и стоимость торгового патента вроде бы вполне приличная: те же 50 грн. плюс 25 грн. за каждого наёмного продавца...
Стоп-стоп! Здесь возникает первое подозрение: дело в том, что “вилка” стоимости торгового патента — 60-320 грн.! Выходит, если у предпринимателя нет наёмных работников, он платит за патент меньше установленного государством нижнего предела?! Лично я не способен поверить в этакую щедрость. Но если сопоставить стоимость патента и ставку фискированного налога, можно предположить, что предприниматели не знают, за что платят 50 грн., а бориспольский фиксированный налог — не такой уж и фиксированный.
Последнее подтверждается ещё одним фактом. Все как один торговцы со “Спутника” кроме фиксированного платят интереснейший налог, который на украйонском диалекте русского языка называется “мiстове”. По-русски это можно перевести либо как “мостовое”, либо как “городское”. На самом же деле это налог на длину прилавка(!), занимаемого предпринимателем на рынке. В день платится 1,5 грн., если длина прилавка меньше 1,5 м; 3 грн. — если 1,5 м; и наконец 4 и даже 5 грн., если свыше 1,5 м.
В день!!! Представляете?!
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Вот тебе и переход на ФН по-Бориспольски...
Причём не только сами предприниматели свято веруют в законность подобного налога, взимаемого сверх фиксированных 50 грн. В этом уверен и сам мэр! Обосновывает он это следующим образом: торговцы занимают земельный участок, вот пусть и возмещают родному городу расходы по эксплуатации земли.
А впрочем, г-н Придатко “не специалист в этом вопросе”. Компетентные подчинённые просто “доложили”, что пресловутое “мiстове” вполне законно, вот люди и платят. Главное — и они не против, и городская казна пополняется.
Так что увы, однако неспособность “хорошей”, но невнимательной власти разобраться в сути важнейших вопросов заставляет поневоле предположить: конфликты в Борисполе ещё будут. Тем более, местные предприниматели также не способны разобраться в ситуации. Вдобавок они не консолидированы и потому не могут поддерживать связи со столицей, лежащей от них всего в получасе езды, отслеживать и правильно использовать все изменения законодательства. Они даже не догадываются о том, что председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель обратилась ко всем предпринимателям с просьбой: отслеживать все подобные нарушения на местах и ставить об этом в известность комитет. Не знают, что комитет имеет право остановить действие любого местного “инициативного продукта” вроде описанного Бориспольского налога на длину прилавка.
Итак, нравится это кому-то или нет, но без сильной местной организации предпринимателей их противники скорее всего предпримут не одну вылазку против них. И в этом — ещё одна типичность описанной ситуации.
Тимур ЛИТОВЧЕНКО
© Тимур Литовченко. Все права защищены в соответствии с Законодавством Украины. При использовании ссылка является обязательной. (Хотя всем известно, что "копи-райт" расшифровывается или "копировать направо", или "скопировано верно", поэтому к сохранению авторских прав никто серьезно не относится... А жаль!)